Ретроспектива долгов, повышение тарифов и некоторые любопытные траты национального перевозчика
Сегодня председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал об опасности дефолта национального перевозчика «Қазақстан темір жолы» и группы, связанных с ним дочерних компаний.
«Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Её долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств… Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ».
Ресурс «За нами уже выехали» подметил интересную деталь из выступления Смаилова: «Очевидно, что все эти проблемы и «методы управления» были и при Смаилове-премьере, поэтому депутаты спросили его — почему он не занимался этими вопросами. Экс-премьер ответил, что — занимался, но ничего не помогло…».
А телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука» отметил, что дефолт «КТЖ» коснется большинства казахстанцев, так как 1,5% инвестиционного портфеля ЕНПФ составляют облигации «Қазақстан темір жолы», а это 241,85 млрд тенге.
Долги КТЖ в недалёкой ретроспективе
Мы и наши коллеги не раз писали о финансовых показателях компании и о том, что она на протяжении ряда лет перманентно пребывает в долгах. К примеру, на 1 января 2019 обязательства компании составляли 1,7 трлн тенге. По информации Fitch Ratings, суммарный номинальный долг «КТЖ» на конец 2021 года равнялся 1,94 трлн тенге (2020 год: 1,90 трлн тенге). К началу 2023 года он уже достиг 2,2 трлн тенге (1,8 трлн. тенге — по балансовой стоимости).
Последняя опубликованная финансовая отчётность также свидетельствует о гигантской кредитной нагрузке. По состоянию на 31 декабря 2023 года текущие обязательства группы превысили активы на 382,6 млрд тенге. Обязательства включают займы в сумме 354,1 млрд тенге, которые подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
К 1 апреля 2024 года совокупные обязательства группы равнялись почти 3,3 трлн тенге, а чистая прибыль 64,5 млрд тенге. Отметим, что за 2023 год операционная прибыль выросла на 87% до 332,8 млрд тенге по сравнению с показателем предыдущего года — 177,9 млрд тенге. Продолжение
Тарифы против долгов
В апреле наши читатели обратили внимание на интересный лот: в рамках госзакупок «КТЖ» намеревалось заказать «Услуги консультационные по вопросам ценообразования/тарифной политики». Напомним, что заказчик собирался выделить на них 798,9 млн тенге. Тогда мы отметили, что нацкомпания, которая уже много лет в долгах, исчисляемых триллионами тенге, вероятно, решила, что экономия без малого миллиарда на консалтинге погоду не сделает. При этом итак за 10 лет железнодорожные тарифы уже выросли более, чем в два раза, что отмечали мажилисмены, и признало руководство компании.
Отметим, что в итоге тендерная комиссия определила двух потенциальных поставщиков: ТОО «Прайсуотрехаускуперс Такс энд Эдвайзори» стало победителем с итоговой суммой закупки 604,3 млн тенге; а консорциум в составе ТОО «Центр стратегических инициатив» совместно с Harral Winner Thompson Sharp Klein, Inc. и ТОО «КПМГ Такс энд Эдвайзори» занял второе место с суммой 793,9 млн тенге. Значит для того, чтобы понять, что тарифы нужно повышать, КТЖ в лучшем случае выплатит более полумиллиарда тенге.
Кстати, заявки на тендер с меньшими суммами были отклонены. Один из поставщиков собирался проконсультировать национального перевозчика насчёт тарифов всего за 10 млн тенге, но его ценовое предложение было признано системой демпинговым. У остальных отклонённых поставщиков не было в наличии необходимых подтверждающих документов.
Канал «Чёрный лебедь, рак и щука» отмечал в минувшем апреле, что «КТЖ» итак настаивает на дополнительном повышении тарифов на пользование магистральной железнодорожной сетью (МЖС) на 20,3%. Это происходит на фоне уже трижды проиндексированных в 2023 году тарифов на железнодорожные перевозки, а также повышения стоимости услуг МЖС на 5% и локомотивной тяги на 35%, зафиксированных в начале 2024 года.
Председатель правления «КТЖ» Нурлан Сауранбаев озвучивал два способа борьбы с долгами: получение госсубсидий в счёт капитализации, либо увеличение тарифов. Как он считает, тарифы «КТЖ» ниже себестоимости в 80 случаях из ста. По его словам, компания тратила деньги на строительство ж/д магистралей, но эти затраты не отражены в структуре ценообразования.
Как мы уже писали, 57-летний Сауранбаев и члены его семьи связаны узами бизнес-партнёрства с богатейшими людьми страны.
Вместе с сыном Ернуром Ермеком он владеет ТОО «Санур Холдинг», которое, по некоторым данным, имеет непосредственное отношение к актаускому ТЦ «Астана». Объектом управляет Marden Property – эта компания связана с Тимуром Кулибаевым, который к тому же был совладельцем «Санур Холдинга» до января 2023 года. Тёща Сауранбаева – Сауле Мухашова – наряду с Тимуром Кулибаевым, Динмухаметом Идрисовым и Мальгаждаром Кариным является бенефициаром компании-недропользователя АО «Kundybai Mining». Старшая дочь – Жания Сауранбаева – руководит компанией Гаухар Каппаровой и Гульнар Досаевой Ggonline.
Подписаться на @Shishkin_like