top of page
Фото автораAyel

«Новое со старыми дырками» – эксперты о Стандарте оказания социальных услуг жертвам бытового насилия



В Казахстане утвердили новый Стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия в области социальный защиты – он начал действовать с 1 июля.


Ayel поговорил с экспертами и узнал, что конкретно означают утвержденные стандарты, по которым будут оказывать помощь жертвам бытового насилия.


По словам Председателя правления ОЮЛ «Союз кризисных центров», руководителя Центра для многодетных и малообеспеченных семей «Бакытты отбасы» Зульфии Байсаковой, так называемый «новый» Социальный кодекс для казахстанцев совсем не новый.


Это свод ранее принятых законов и стандарты специальных социальных услуг, которые вошли в Социальный кодекс. Стандарты один в один заново переписаны, там нет никаких предложений по внесению изменений, которые представители кризисных центров Казахстана вносят на протяжении последних пяти лет. Во-первых, нет определения детей, которые являются свидетелями насилия. Это значит, что снова не будут разработаны программы по их реабилитации. Поэтому кризисные центры как работали по старым стандартам, так и работают.


Также Зульфия Байсакова отметила, что разработчики «новых стандартов» даже не обсуждали нормы программы с представителями кризисных центров, хотя те в свою очередь высылали в министерство предложения, но они остались без внимания.


Разработчик стандартов – Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан Министерства юстиции Республики Казахстан.


Зульфия Байсакова задается вопросом: «Нужен ли нам такой институт, если он занимается просто какой-то профанацией?»


Уполномоченная по правам ребенка в Алматы Халида Ажигулова считает, что в утвержденном Стандарте оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия много «белых пятен».


Например, Стандарт подразумевает, что жертвами бытового насилия могут быть только женщины, что не учитывает потребности различных категорий населения, таких как лица с различными категориями инвалидности, пожилые люди, мужчины и другие.


Необходимо учесть разнообразные группы людей и их особенности при формировании Стандарта.


Кроме того, по мнению Ажигуловой, в документе не прописаны особые требования к помещениям, т.е. как они должны быть оборудованы, «Не учитывается возраст пострадавших лиц, потому как речь может идти о пожилых людях, им могут понадобиться, к примеру, социальные работники и, предположим, специально отведенное место для свиданий с родными».


Халида Ажигулова обращает внимание на то, что, к примеру, в Стандарте упущен важный пункт о том, что жертвами бытового насилия могут быть и дети, и подростки. Как подмечает специалист, большой минус в том, что пострадавший от действий взрослых ребенок или подросток сам обратиться в кризисный центр не может, так как является несовершеннолетним.


«Я считаю, что дополнительно к этому Стандарту должны быть предоставлены стандарты оказания услуг в фостерных семьях. (Справка Ayel: Фостерная семья – профессиональная (обученная) семья, которая временно принимает ребенка, обеспечивая ему безопасное пребывание, реабилитацию, заботу, уход, психологически экологичную среду и т.п.). Специальные социальные услуги необязательно должны оказываться исключительно на базе какого-то помещения или обязательно в кризисном центре, такие услуги могут оказываться и в фостерных семьях. Поэтому я предлагаю на законодательном уровне внедрить такую практику в нашей стране».


Очень важен, по словам эксперта, и такой момент: в «новых» Стандартах отсутствует пункт услуг по заботе и уходу за малолетними детьми до трех лет. В кризисный центр, как правило, обращаются женщины, у которых есть дети. И пока женщина проходит реабилитацию у разных специалистов или занимается своим трудоустройством, решает бытовые вопросы, кто-то должен смотреть за ними.


Халида Ажигулова считает, что Стандарт обязательно должен предусматривать специальные социальные услуги няни, соцработника, воспитателя, педагогов, причем для разных возрастных групп.


Помимо прочего, эксперт затрагивает другую немаловажную деталь, упущенную в утвержденном Стандарте – важность подбора профессионального и чуткого персонала в кризисные организации.


Ажигулова уверена, что со стороны госорганов необходим контроль работы кризисных центров по подбору специалистов, их профпригодности и компетентности.


«Знаю такие кризисные центры, которые больше походят на концлагерь, потому что там никто из сотрудников не проявляет никакой эмпатии и поддержки. Там устанавливается достаточной жесткий режим, как будто человек не помощь пришел получать, а попал в исправительное учреждение. Поэтому многие жертвы бытового насилия, к сожалению, в некоторых кризисных центрах подвергаются еще большему психологическому давлению и агрессии, чем до обращения за помощью к специалисту».


К слову, Закон РК «О профилактике бытового насилия» приняли 4 декабря 2009 года в рамках выполнения Казахстаном условий ОБСЕ до начала своего председательства в этой организации в 2010 году. В период с 2013 по 2021 год в закон вносили небольшие правки пять раз.


В 2017 году из Уголовного кодекса исключили бытовое насилие: статьи «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои» перешли в Кодекс об административных правонарушениях.


Законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию» подготовили в октябре 2019 года. После чего законопроект долго обсуждался, затем специальная рабочая группа внесла изменения и 23 сентября 2020 года Мажилис одобрил законопроект в первом чтении.


В 2021 году в Парламенте рассматривали законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию». Законопроект был неоднозначно воспринят отдельными группами родителей и в результате был отозван (Ayel писал об этом в материале «Право на насилие»).



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



Comments


bottom of page