top of page
  • Фото автораShishkin_like

Новый казус КТЖ

Для того, чтобы понять, что тарифы нужно повышать, АО «НК Қазақстан темір жолы» собирается заплатить почти 800 млн тенге


На днях на портале электронных закупок «Самрук-Қазына» появился  интересный лот, на который обратили внимание наши подписчики – «Услуги консультационные по вопросам ценообразования/тарифной политики» от АО «НК Қазақстан темір жолы». Заказчик выделяет на это 798,9 млн тенге, а работа должна быть завершена до конца 2024 года. Похоже, что госкомпания, которая уже много лет в долгах, исчисляемых триллионами тенге, решила, что экономия без малого миллиарда на консалтинге погоду не сделает. При этом за 10 лет железнодорожные тарифы уже выросли более чем в два раза, что отмечали мажилисмены и признало руководство компании.

 

Некоторые детали лота


В соответствии с документацией будущий победитель тендера, среди прочего, должен разработать новую методологию формирования тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) за 210 дней, – стоимость именно этого фронта работ составит 35% от общей суммы лота. По 10% от стоимости «пойдут» на формирование «Подходов распределения прибыли при тарификации услуг на МЖС», «Оценку влияния», «Разработку предложений по внесению изменений в НПА» и «Согласование и утверждение результатов проекта».


Ещё 25% стоимости и 150 календарных дней будут потрачены на создание «Методики ведения раздельного учёта доходов, расходов и задействованных активов АО «НК КТЖ».


Финансовые показатели


Телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука» отмечал, что КТЖ настаивает на дополнительном повышении тарифов на пользование магистральной железнодорожной сетью (МЖС) на 20,3%, причём, без всяких предварительных «консультаций». И это происходит на фоне и так уже трижды проиндексированных в 2023 году тарифов на железнодорожные перевозки, а также повышения стоимости услуг МЖС на 5% и локомотивной тяги на 35%, зафиксированных в начале 2024 года. В связи с этим столь дорогостоящий тендер на консалтинг в сфере тарифообразования выглядит почти как анекдот. К тому же подобные траты сами по себе ведут к ещё большим расходам со стороны госкомпании и фактически налогоплательщиков.


По информации Fitch Ratings, суммарный номинальный долг КТЖ на конец 2021 года составлял 1,94 трлн тенге (2020 год: 1,90 трлн тенге, начало 2019: 1,7 трлн тенге). При этом доля долга в иностранной валюте составляла 45% (2020 год: 44%, 2018: 57%). В обзоре деятельности этой квазигоскомпании мы сообщали, что консолидированный долг КТЖ к началу 2023 года равнялся 2,2 трлн тенге по номинальной стоимости. К концу года долг только иностранным контрагентам равнялся 2,9 трлн тенге, об этом писало Informburo.kz.


Доходы от основной деятельности за 2022 год достигли 1,5 трлн тенге (из них почти 1,3 трлн тенге приходится на грузоперевозки и 88,4 млрд тенге – на пассажирские перевозки). При этом рост доходов от грузовых перевозок за год составил 8,4%, а пассажирские перевозки «выросли» на 54,4%. Государственные субсидии в сегмент пассажирских перевозок составили 39 млрд тенге. Операционная прибыль за 2022 год равнялась 177,9 млрд тенге, что ниже фактических значений предыдущего года на 30,2%. Прибыль к 1 октября 2023 года – 129,5 млрд тенге.


Приватизация и тарифы приватизированных «дочек»


Напомним, что история приватизации активов КТЖ наполнена неоднозначными подробностями. Об этом мы писали в серии материалов КТЖ – железные дороги коррупционеров, а также в материалах о «судьбе» нефтеналивных цистерн и зерновозов. Среди бенефициаров приватизации многочисленных «дочек» и «внучек» КТЖ  – Тимур Кулибаев, близкие Патоха Шодиева, сын Дариги Назарбаевой Нурали Алиев, племянник Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалды (находясь в заключении, возвращает государству активы, среди них нынешнее подразделение КТЖ – АО «Центр транспортного сервиса» – ЦТС).


Очевидно, что в ходе предыдущих раундов приватизации на выкуп были отданы не только нерентабельные предприятия, которые годами находятся на торгах, но и технологически незаменимые активы, обладание которыми обогатило новых хозяев. В целом, некоторые эксперты подвергают критике дробление единого ж/д хозяйства на манер «лоскутного одеяла».

 

Причём, в некоторых случаях приватизация впоследствии обернулась как раз злоупотреблением тарифами. Примером может послужить ЦТС, задиравшая стоимость на услуги подъездных путей, а также связанная с Тимуром Кулибаевым компания «ТД ТЭК-Казахстан», представляющая собой сеть топливных баз на ж/д станциях с региональным покрытием более 80% территории РК. Прошлым летом Верховный суд обязал вернуть активы, признав недействительной сделку 2001 года между тогдашним РГП «КТЖ» и ТОО «ТЭК-Алматы» (позже вошло в ТД «ТЭК-Казахстан»).


Что думает о долгах и тарифах руководитель? Его деловые связи


Председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев не так давно утверждал, что разобраться с долгами можно посредством госсубсидий в счёт капитализации, либо просто подняв тарифы. Как он считает, тарифы КТЖ ниже себестоимости в 80 случаях из ста. По его словам, компания тратила деньги на строительство ж/д магистралей, но эти затраты не отражены в структуре ценообразования. Похоже, что победил вариант с повышением цен для клиентов КТЖ.


Как мы уже писали, 56-летний Сауранбаев и члены его семьи связаны узами бизнес-партнёрства с богатейшими людьми страны.

 

Вместе с сыном Ернуром Ермеком он владеет ТОО «Санур Холдинг», которое, по некоторым данным, имеет непосредственное отношение к актаускому ТЦ «Астана». Объектом управляет Marden Property – эта компания связана с Тимуром Кулибаевым, который к тому же был совладельцем «Санур Холдинга» до января 2023 года. Тёща Сауранбаева – Сауле Мухашова – наряду с Тимуром Кулибаевым, Динмухаметом Идрисовым и Мальгаждаром Кариным является бенефициаром компании-недропользователя АО «Kundybai Mining». Иттрий-редкоземельное месторождение «Кундыбай» в Костанайской области входит в число самых богатых в Центральной Азии. Старшая дочь – Жания Сауранбаева – руководит компанией Гаухар Каппаровой и Гульнар Досаевой – Ggonline.


Подписаться на @Shishkin_like

Comments


bottom of page