На следующей неделе стартует главное судебное разбирательство по делу Аблая Мырзахметова, бывшего главы правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». При этом куда меньше внимания общественности приковано к самой нацпалате, которая после январских событий – на фоне разносторонней критики – должна была, как минимум, переродиться.
Наш редактор Маргарита Бочарова изучила всё, что происходило с «Атамекеном» за последние два года, и выяснила, что трансформация организации так и не пришла к своему логическому завершению. Это, однако, не мешает нацпалате наращивать объём бюджетного финансирования, собирать с предпринимателей обязательные членские взносы, выигрывать у частных компаний в судах и стать единственным оператором «должной налоговой осмотрительности» в Казахстане.
Руководство
Почти сразу после январских событий средний зять экс-президента Тимур Кулибаев ушёл с поста председателя Президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Спустя месяц о сложении полномочий объявил и Аблай Мырзахметов, занимавший пост председателя правления палаты. Оба кадровых решения можно расценивать как непосредственную реакцию властей на политический кризис, сложившийся в стране в результате попытки государственного переворота.
В феврале 2022 года главой Президиума «Атамекена» стал Раимбек Баталов (здесь подробнее о его бизнес-активах). Спустя три месяца казахстанцам сообщили, что Баталов будет совмещать должности председателя президиума и председателя правления. Политолог Данияр Ашимбаев объяснил такое решение отсутствием другой подходящей кандидатуры на пост главы правления и невозможностью эффективно управлять палатой с кресла руководителя президиума («должность, по сути, представительская, созданная под Тимура Кулибаева»).
Трансформация
Уже в январе 2022 года Аблай Мырзахметов заявил о формировании рабочей группы, которой предстоит собрать, обсудить и выработать предложения по реформированию деятельности нацпалаты. «Не все были довольны работой группы, так как не все предложения были включены в таблицу. Поэтому после того, как новая команда приступила к работе [после внеочередного съезда 18 февраля 2022 года], мы в таблицу собрали все без исключения предложения», – позднее прокомментировал ситуацию Раимбек Баталов.
В апреле 2022 года Баталов презентовал подходы по трансформации «Атамекена» президенту. Главным имиджевым достижением новой команды стал декларируемый фокус на поддержку, защиту и развитие малого и микробизнеса (вероятно, в пику преобладавшему до Кантара лоббированию интересов крупных бизнесменов и олигархов). Новые «подходы» поддержало и большинство участников ноябрьского съезда палаты.
Спустя год – на следующем очередном съезде – о реформировании, судя по пресс-релизу, уже не вспоминали. Хотя незадолго до этого Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на необходимость дальнейшей трансформации палаты. Тем временем в устав «Атамекена» за прошедшие два года так и не внесли ни одного изменения.
Взносы
В феврале 2022 года на внеочередном съезде Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» было принято решение о том, чтобы освободить от уплаты обязательных членских взносов представителей малого и микробизнеса. За это проголосовали 62% участников мероприятия (хотя ещё раньше соответствующее поручение дал правительству президент). Взносы для субъектов среднего и крупного предпринимательства остались на прежнем уровне, предельный размер выплат теперь утверждает Министерство национальной экономики.
Кроме этого, участники съезда обсуждали и возможность изменения порядка уплаты взносов, однако 71% проголосовавших настоял на сохранении статуса-кво – средства с предпринимателей следует собирать через «Атамекен», а не отраслевые ассоциации. В 2022 году в палату поступило 7,3 млрд тенге в виде взносов от бизнесменов (на 22% меньше запланированного, но немногим больше, чем в 2021 году). Сколько предприниматели перевели в палату в прошлом году, пока неизвестно, однако «Атамекен» рассчитывал получить 9,2 млрд тенге.
Выдача сертификатов
Национальная палата предпринимателей занимается выдачей бизнесменам двух видов сертификатов – индустриального (подтверждает производственную мощность предприятия) и CT-KZ (подтверждает происхождение товара и долю внутристрановой ценности в товаре; стоимость – 3 МРП). Документы применяются в основном в системе регулируемых закупок, предоставляя участникам преференции.
В сентябре прошлого года Министерство торговли и интеграции предложило заменить оба сертификата реестром товаров казахстанского происхождения. Реакция «Атамекена» не заставила себя ждать: «…отечественные производители высказались категорически против создания нового реестра», – говорилось в опубликованном релизе. Заметим, в СМИ звучали и ровно противоположные мнения предпринимателей, ещё раньше предлагавших нацпалате передать функцию по сертификации госорганам. Несмотря на противодействие «Атамекена», правительство, судя по последним заявлениям, не намерено отказываться от планов по созданию реестра.
Бюджетное финансирование
В 2022 году в рамках реализации бюджетных программ НПП «Атамекен» получила 1,2 млрд тенге. Средства пошли на финансирование «Дорожной карты бизнеса-2025», оценку образовательных программ по госзаданию и проведение конкурсов «Алтын сапа». В том же году председатель Президиума палаты Раимбек Баталов заявил о том, что «в последующем у НПП не должно быть зависимости от государственного бюджета».
Между тем в 2023 году поступления в «Атамекен» из бюджета были запланированы уже в размере 2,3 млрд тенге. Ранее на этот ощутимый прирост уже обратил внимание телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука». В самой палате на этот вопрос смотрят иначе и предпочитают говорить не об абсолютных числах, а доле: если ещё в 2019 году госсредства формировали 72% бюджета «Атамекен», то в прошлом году должны были составить всего 20%.
К тому же, как писал «Чёрный лебедь», отчётность нацпалаты не аудирована, то есть достоверность информации о доходах и расходах никем официально не подтверждена. Более того, информация о финансово-хозяйственной деятельности «Атамекена» составляет «служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну». Вместе с тем финансовые нарушения в палате исчисляются сотнями миллионов тенге. Например, в ноябре 2022 года председатель ревизионной комиссии докладывал о нарушениях в размере 809,5 млн тенге.
Судебные разбирательства
Нацпалата в качестве третьей стороны регулярно участвует в судебных разбирательствах между предпринимателями и государственными органами. Однако, изучив материалы за последние два года, мы всё же обнаружили несколько дел, в которых «Атамекен» выступил ответчиком. В двух случаях, например, ликвидационные комиссии «Банка Астаны» и Tengri Bank, попытались взыскать с нацпалаты сумму уплаченных членских взносов за период, когда оба финансовых учреждения уже не функционировали. Суд отказал им в удовлетворении требований.
На сторону нацпалаты суд встал и в деле, когда Актюбинский завод нефтяного оборудования потребовал признать незаконной выдачу индустриального сертификата «Каскор-Машзаводу» и его включение в реестр отечественных товаропроизводителей. Оказалось, что предприятие-конкурент выиграло тендер при том, что до 2022 года якобы не производило заявленной продукции (хотя сертификат от «Атамекена» получило ещё в 2020 году).
Косвенно нацпалату задели и судебные разбирательства вокруг её бывшего руководителя. На неделе начались предварительные слушания по делу Аблая Мырзахметова, которого подозревают в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки в размере 30 млн долларов США. В ноябре прошлого года суд приговорил к 10 годам лишения свободы политика Нуржана Альтаева. Он признан виновным в том, что в 2018-2020 годах получил от Мырзахметова взятки на общую сумму свыше 50 млн тенге. Деньги бывший глава нацпалаты платил «за общее покровительство и лоббирование интересов НПП «Атамекен».
Реестр бизнес-партнёров
В 2021 году национальная палата предпринимателей запустила на отдельной платформе собственный онлайн-сервис проверки контрагентов. О планах по его созданию в «Атамекене» заявляли еще в 2018 году, а в 2020 году соответствующее поручение правительству дал Токаев («внедрить принцип “должной осмотрительности” и создать открытую интегрированную базу данных по субъектам бизнеса для самостоятельной проверки контрагентов»).
После Кантара положение ABIS (аббревиатура онлайн-сервиса) на рынке данных заметно улучшилось. Несмотря на наличие в Казнете других локальных конкурентоспособных сервисов проверки контрагентов (в том числе, у самого Комитета госдоходов), именно реестр бизнес-партнёров «Атамекена» – и только он – был включён в пилотный проект по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности. По крайней мере, такая информация содержится в проекте правил реализации инициативы, опубликованном в октябре прошлого года.
Предпринимателей, которые после публикации документа обеспокоились грядущими тратами, успокоили: «Доступ и регистрация [в реестре] абсолютно бесплатные, получение базового отчета также бесплатно и не ограничено по количеству». Расширенные отчёты предоставляются за отдельную плату. Например, за 134 тыс. тенге в месяц клиентам ABIS обещают отчёты, включающие данные из 43 общедоступных и 13 «закрытых» источников информации.
«Дочки»
В каждой области и городе республиканского значения зарегистрирована и действует собственная палата предпринимателей. По налоговым отчислениям за последние 12 месяцев, согласно Adata.kz, лидирует алматинское подразделение (120,6 млн тенге). Самыми скромными выплатами за тот же период отметились палаты в областях Улытау и Абай (27,4 млн и 25,2 млн тенге, соответственно). Представительства «Атамекена» в Улытауской и Абайской областях начали работать в июне 2022 года, тогда же был избран директор палаты предпринимателей и в области Жетысу.
Также у «Атамекена» есть пять дочерних организаций. Одна из них – ТОО «Центр компетенций» – в последний раз платила налоги в 2022 году и сегодня, вероятно, бездействует. Такая же ситуация сложилась и в Центре исследований развития предпринимательства: в прошлом году организация прекратила делать отчисления, последние аресты на её банковские счета датированы сентябрём 2023 года.
Арбитражный центр в 2022/2023 годах уплатил налогов на 16,2 млн тенге. ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка» за то же время перевело в органы госдоходов 30,6 млн тенге. Внешнеторговая палата Казахстана – самая преуспевающая «дочка» «Атамекена», если судить по размеру уплаченных налогов. Только в прошлом году они составили 138 млн тенге, увеличившись за год в три раза.
Появление альтернатив
В январе 2023 года группа бизнесменов заявила о создании движения экономического национализма Qazaqstanda Jasalğan. Его лидером объявил себя Айбек Барысов. Мы уже рассказывали о нём как о совладельце компании Kazakhstan Paramount Engineering (броневик этого предприятия был передан российским властям и в 2022 году замечен в украинском Мариуполе). В марте 2023 года стало известно, что представители движения обратились в Конституционный суд, чтобы проверить на соответствие конституционным нормам обязательное членство в НПП «Атамекен». По мнению бизнесменов, обязательное членство и взносы противоречат основному закону страны.
В августе 2023 года другая группа предпринимателей публично объявила об учреждении альянса «Парасат». Инициатором объединения, которое «станет конкурентной альтернативой НПП», выступил Олег Пак. За два месяца до пресс-конференции он по собственному желанию покинул пост председателя Комитета обрабатывающей промышленности президиума «Атамекена». По его словам, в нынешнем состоянии палата приносит бизнесу больше вреда, чем пользы. Кроме этого, Пак отметил, что в рамках проводимой трансформации проблемы и противоречия в системе управления палатой по-прежнему не решаются.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
コメント