«Касым-Жомарт, пришло время сказать то, что должно быть сказано, - начал я разговор. Догадывался он или нет, о чем пойдет разговор, но он повел себя как опытный дипломат и выдержал паузу.
- Я сложу с себя полномочия Главы государства. Согласно Конституции передам тебе исполнение обязанностей президента, - сказал я».
Такой интригой первый президент Казахстана предваряет новый капитальный (на 705 страниц) труд, в котором подводит итоги своего продолжительного нахождения в статусе первого секретаря и президента республики. Само название «Моя жизнь. От зависимости к свободе» предполагает осмысление длительного жизненного и политического опыта и подведение жирной черты под карьерой лидера нации.
Общее впечатление о книге
Нужно отметить, что по меркам казахстанских (и не только) политиков Нурсултан Назарбаевявляется весьма плодовитым писателем. На егоофициальном сайте можно ознакомится с 51 книгой. Причем подчеркивается, что выложены лишь наиболее значимые произведения. Круг интересов первого президента весьма широк и охватывает, помимо ожидаемой мемуаристики, проблемы экономики, истории, культурологии и даже глобального мирового порядка.
О подлинном авторстве можно спорить, в конце концов, политики и главы государств регулярно привлекают в явные и скрытые соавторы профессиональных писателей. Совершенно точно известно, что к своим мемуарам не имел никакого отношения генсек Леонид Брежнев, в использовании «помощников» подозревали Бориса Ельцина, Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана. Что уж говорить о политиках, если даже такие гранды мировой литературы как Александр Дюма не гнушались пользоваться услугами так называемых «литературных негров». По крайней мере, в авторстве семи томов избранных речейНазарбаева можно не сомневаться.
Книга не лишена определенных литературных достоинств, и, хотя сам жанр автобиографии не предполагает закрученного сюжета, которым является сама жизнь автора, Нурсултан Назарбаеввовремя нагнетает интригу и умело подводит читателя к самым драматичным моментам своего повествования.
Есть в новом труде и некоторые откровения,которые прозвучали впервые.
События Кантара впервые подробно и откровенно озвучены просто в силу близости во времени происшедших событий, а вопросы матримониального характера действительно могли бы претендовать на сенсационность, если бы не были известны большинству казахстанцев уже давно и во всех подробностях.
Видно, что автор действительно глубоко поработал над материалом, и к месту цитирует как своих современников, так и великих деятелей прошлого. И, видимо, не без оснований причисляет себя к числу людей, оказавших большое влияние на судьбы людей и государств.
Главным же посылом своей книги Назарбаев считает то, что она послужит уроком современникам и грядущим поколениям. Сам автор при этом пишет, что «смотрел на мемуарный жанр с известным подозрением, но разве это повод отказаться вообще от рассказа от своей жизни?». Несмотря на убыстрившийся темп жизни в XXIвеке, Назарбаев все же считает, что по своему количеству и весу современные глобальные политические события проигрывают событиям века XX, где, как он считает, ему пришлось сыграть ключевую роль.
О карьере в комсомоле, коммунистической партии и отношениях с Кунаевым
О своем комсомольском прошлом Назарбаев пишет без особого восторга, не скрывая, впрочем, что комсомольская ступень была лишь необходимым трамплином для партийной карьеры.
«Никто не отрицает, что комсомол всегда находился под крылом партии. Иногда, комсомольские вожаки, чтобы любой ценой попасть на глаза вышестоящим боссам, не чурались немыслимых шагов, которые даже шли во вред своей нации. Самое главное – выступить с патриотической инициативой, примелькаться».
О партийной деятельности, автор, напротив, пишет с воодушевлением и не скрывает своей гордости за проделанную работу, в особенности он подчеркивает плодотворную, как ему представляется, работу на посту секретаря парткома Карагандинского металлургического комбината. Если исходить из текста, в партийной номенклатуре автор чувствовал себя свободно и непринужденно. Ему известны все скрытые пружины и ходы, могущие сказаться на его продвижении в высшие эшелоны власти, в том числе и благоприятное отношение высших партийных бонз из Москвы. Не отрицает он и режима особого благоприятствования со стороны всесильного тогда Михаила Суслова.
«В целом Михаил Андреевич произвел на меня приятное впечатление. Конечно, можно по-разному оценивать его деятельность как главного идеолога страны. Его называют и «серым кардиналом» и «партийным Аракчеевым», но только очень смелому, мужественному человеку удалась бы операция по смещению Хрущева, используя для этого Брежнева».
Как пишет Назарбаев, Леонида Брежнева он застал уже глубоко больным человеком, хотя ранние его реформы на посту генсека (освоение целины, введение пятидневной рабочей недели, установление предельного пенсионного возраста для женщин (55 лет) и мужчин (60 лет), назначение зарплат и пенсий колхозникам) воспринимались в народе что называется «на ура».
«Как бы ни писали и говорили нынешние писатели и ораторы, как бы ни старались показать только негативные стороны деятельности Л.И. Брежнева, а его самого как немощного, жалкого человека, возглавлять в течении 18 лет одну из двух самых крупных держав мира удается не каждому».
Сложные взаимоотношения с Динмухамедом Кунаевым в последние его годы нахождения у власти Назарбаев не скрывает, хотя всячески подчеркивает свою лояльность к шефу и даже «особые отношения» в бытность его подчиненным.
«Д.А. Кунаев был человеком жизнерадостным, любил народную музыку. К спиртному не был пристрастен, но любил, чтобы гости хорошо выпили. Уважал Сталина, называл его «усатый», любил рассказы о нем. К сожалению, большое доверие «первого» ко мне, его склонность иногда делиться со мной сокровенными мыслями порождали у окружающих жгучую зависть. Находились и такие, которые старались сформировать обо мне негативное мнение.
Следует твердо сказать вот о чем. Выступая с критикой, я говорил это Кунаеву в глаза, а не за его спиной. Что тут сказать? Тягаться с такой личностью, как Кунаев, было трудно».
О Желтоксане
О событиях декабря 1986 года Нурсултан Абишевич пишет в свойственной ему манере, подчеркивая свою несамостоятельность, и в то же время не забывая упомянуть свои заслуги в «разруливании» критической ситуации.
«Я должен сказать, что такое отношение к важнейшей проблеме, по сути, будущей судьбе Казахстана, по-настоящему ошеломило членов Бюро Центрального комитета Компартии. В такой атмосфере недоуменного оцепенения собравшихся Пленум Центрального комитета прошел за 18 минут. Все проголосовали «за».
«Как бы я не стеснялся этого писать, но все же скажу: на площади в первую очередь и очень часто называлась моя фамилия – Назарбаев. И это тоже было логичным. Казах, второй человек в республике. Глава правительства. Выходец из производственной сферы. И возраст позволяет. Почему не называться? Называлась".
"В действительности выход студентов на площадь был стихийным проявлением возрождающегося национального самосознания. Поэтому поиски «подпольной националистической организации» или конкретных организаторов оказались пустыми хлопотами».
Об оппозиции
Нурсултан Назарбаев намекает, что за все время своего правления не встретил со стороны оппозиции какого-либо организованного сопротивления. Более того, его снисходительное отношение к ее лидерам напоминает позицию кота к нашкодившим мышам.
«Известно, что если в выборах не примут участие достойные соперники, то они пройдут без борьбы. На выборах 1999 года баллотировался Серикболсын Абдильдин. Тогда он сумел использовать протестный электорат, чтобы получить 11% голосов. Последующие выборы, ксожалению, прошли без заметного противостояния. В чем причина провала оппозиции на выборах? Одна из основных причин – слабая экономическая платформа. Неспособность выработать конкретные предложения, которые смогли бы изменить жизнь».
Первый президент не скрывает своего раздражения по поводу тех деятелей оппозиции, которых он сам в свое время приблизил к себе, и которые «не оправдали доверия». Особую неприязнь в тексте книги вызывает у него личность бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина и аффилированных с ним лиц и структур.
«Постепенно общественность стала узнавать истинное лицо тех, кто ставит интересы своего кармана выше интересов народа. Он (Кажегельдин) прямо сказал: уровень зарплаты премьер-министра дает мне моральное право брать взятки. Наверное, исходил из принципа: язык мой, что хочу, то и говорю. Но даже если язык его, деньги- то государственные".
Досталось и Мухтару Аблязову, о лишении которого статуса политического беженца он пишет даже с некоторым злорадством.
«Есть такая поговорка «Два сапога – пара, да оба левые». Один из последователей Храпунова – Мухтар Аблязов. Он тоже считался бизнесменом и резко поднялся во времена Кажегельдина. В 2002 году он был приговорен к шести годам лишения свободы. Были его просьбы о досрочном освобождении, и сам он неоднократно писал мне письма со словами раскаяния. В итоге я его простил. Это моя ошибка, которую я допустил из-за своей доверчивости. Вообще, было немало случаев, когда кусал локти из-за того, что не ждал от людей плохого».
О Кантаре
О своем отношении к январским событиям 2022 года экс-президент пишет обтекаемо. Подчеркивая, что, находясь в отставке, не мог повлиять на ситуацию, но в то же время подводит читателя к мысли, что предвидел именно такое развитие событий.
«Главная причина январских событий – борьба за власть. Экономические трудности были использованы как повод к развязыванию этой борьбы. Для непримиримой, радикальной оппозиции, вполне естественно,противодействовать власти. Но никакая оппозиция не вправе призывать вышедших на улицы манифестантов к насильственному захвату власти, штурму акиматов, департаментов полиции, воинских частей, поджигать здания, грабить город, разрушать телестудии…Имя этому – бандитизм и терроризм».
Об отношении к Кариму Масимову, которого в итоге сделали ответственным за те трагические дни, красноречиво говорит такая цитата из книги:
«Масимов много лет работал со мной, но откуда узнаешь? Разве Иисус Христос знал, что рядом сидящий Иуда – предатель? Мы же не боги».
О второй семье и сыновьях
Этот небольшой раздел лучше оставить без комментариев, как принято это делать тогда, когда человек открыто и честно пишет о глубоко личныхэкзистенциальных переживаниях.
«В начале 60-х годов, когда я только начиналполитическую карьеру, был неприятно шокирован, услышав о том, что знаменитый писатель Габит Мусрепов женился на актрисе, которая младше его почти на 40 лет. В то время я отреагировал на это так, как это, наверное, сделал бы любой типичный коммунист. Как не вспомнить великого Гете, в семидесятилетнем возрасте влюбившегося в восемнадцатилетнюю Ульрику? И таких примеров предостаточно. И в жизни в искусстве.
Я просматривал прессу, когда одно газетное фото словно обожгло меня: в Астане прошел конкурс красоты «мисс Казахстан» на котором Гран-при завоевала та самая девушка (оказывается, зовут ее Асель)…Теперь разыскать ее было нетрудно. Наше знакомство переросло во взаимную симпатию. А симпатия – в сближение. А главное – я избавился от тянувшегося годами душевного одиночества. Мы сочетались браком по мусульманскому обычаю. Асель подарила мне двоих детей – двух славных сыновей. Сейчас два моих сына повзрослели. Они радуют нас и растут хорошими парнями».
Вместо послесловия
Многое из сказанного в этой книге Нурсултаном Назарбаевым уже было озвучено ранее, некоторые акценты он расставил по-новому, но можно предположить, что именно в строках о своих поздно родившихся сыновьях он подводит символическую черту своей бурной и насыщенной политической карьере. Но не семейному счастью и благополучию.
«Сын – наследник и продолжатель фамилии. Если не прерывается твой род – не теряется надежда. Я выложил перед вами всю правду. Что вы на это скажете – дело ваше. Это – жизнь».
Книгу читал Алькен Кенжебаев
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments