Как работает один из главных каналов связи между государством и обществом?
Существующий уже 8 лет портал «Открытые НПА» представляет собой единую площадку для обсуждения проектов всех нормативно-правовых актов (НПА) и концепций законопроектов. Благодаря этому проекту любой казахстанец имеет возможность ознакомиться с проектом до того, как он пойдет на согласование в государственный орган и вышестоящие инстанции, и высказать свое мнение.
На портале представлены министерства и их профильные комитеты, агентства, Национальный банк, Верховный суд, Комитет национальной безопасности, Генеральная прокуратура, Высшая аудиторская палата и другие центральные госорганы, а также местные исполнительные органы.
Мы изучили данные портала «Открытые НПА» и выяснили, какие госорганы выкладывают больше и меньше всего документов, к каким сферам они относятся, а также какие являются наиболее актуальными для граждан.
Виды нормативно-правовых актов
НПА подразделяются на основные и производные. К основным видам нормативных правовых актов относятся:
Конституция, конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, временные постановления правительства,
указы президента;
НПА председателя Совбеза;
постановления парламента и его палат;
постановления правительства;
постановления Конституционного суда, Верховного суда;
постановления Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты, Национального банка и иных центральных госорганов;
приказы министров, руководителей агентств;
приказы руководителей ведомств центральных госорганов;
решения маслихатов, постановления акиматов, решения акимов и постановления ревизионных комиссий.
К производным видам нормативных правовых актов относятся:
положение;
технический регламент;
правила;
инструкции.
Также существует иерархия НПА. Высшей юридической силой обладает Конституция, затем идут законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы, кодексы и т.д. На нижнем уровне находятся решения маслихатов, постановления акиматов, решения акимов, постановления ревизионных комиссий.
Отметим, что акты председателя Совбеза, НПА Конституционного и Верховного Судов находятся вне иерархии нормативных правовых актов.
Кроме того, нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы - это принимаемые парламентом нормативные правовые акты которые регулируют важнейшие общественные отношения иустанавливают основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией. Они обладают высшей юридической силой. Подзаконные нормативные правовые акты - это акты компетентных органов, издаваемые на основезаконов или во исполнение их. Обладают меньшей юридической силой.
Как работает портал «Открытые НПА»
Портал «Открытые НПА» был создан в 2016 году в рамках развития открытого правительства и исполнения 94-ого шага плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» экс-президента Нурсултана Назарбаева. О создании портала говорили еще в 2012 году, тогда идею предлагали депутаты фракции партии «Народные коммунисты» (ныне Народная партия Казахстана).
Портал в первую очередь рассчитан для публикации и обсуждения концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов. Благодаря ему госорганы получают обратную связь от граждан, которые могут оставлять комментарии, а также голосовать «за» или «против» определенного проекта. Для этого пользователю нужно зарегистрироваться, используя электронно-цифровую подпись (ЭЦП).
Свои документы на портале размещают центральные и местные госорганы. Сроки размещения НПА для публичного обсуждения составляют не менее 10 рабочих дней. По проектам подзаконных актов, разрабатываемых в рамках поручений президента, правительства или премьер-министра со сроком исполнения не более 30 календарных дней, а также предусматривающих утверждение бюджетов всех уровней, единой бюджетной классификации, таблицы распределения поступлений, срок размещения для публичного обсуждения сокращается до 5календарных дней. Если в стране установлен карантинный режим или чрезвычайное положение, то НПА обсуждаются в публичном поле 1 календарный день.
Процесс обсуждения НПА на портале проходит следующие этапы:
разработчиками проектов НПА размещаются проекты концепций законопроектов и НПА для публичного обсуждения;
пользователи портала оставляют свои замечания и предложения на опубликованные проекты НПА;
экспертные заключения, рекомендации публикуются на портале;
государственный орган рассматривает поступившие замечания и предложения и публикует свою позицию;
по итогам публичного обсуждения проектов НПА формируется предварительная версия отчета;
по итогам завершения публичного обсуждения запускается обсуждение в режиме онлайн;
после запуска онлайн-обсуждения пользователям в течении дня дается повторная возможность оставить замечания и предложения;
по итогам онлайн-обсуждения формируется окончательная версия отчета для публикации
Статистика портала «Открытые НПА»
ТОП-5 центральных госорганов по количеству опубликованных НПА (на основе аналитики портала «Открытые НПА»):
министерство транспорта – 4020 НПА;
министерство финансов – 3275 НПА;
министерство здравоохранения – 2699 НПА
министерство просвещения – 2493 НПА
министерство национальной экономики – 2386 НПА.
Что касается НПА местных исполнительных органов, то наиболее активными являются (на основе аналитики портала «Открытые НПА»):
Костанайская область – 11559 документов;
Северо-Казахстанская область – 8912 документов;
Актюбинская область – 8621 документ;
Акмолинская область – 8469 документов;
Восточно-Казахстанская область – 7933 документа.
А меньше всего НПА разместили власти области Улытау (428), Астаны (707), Шымкента (731), Алматы (825) и области Жетысу (900).
В целом наибольшее количество размещенных на портале НПА касаются экономики/экономической деятельности – в этой категории опубликовано 35 944 документа. На втором месте – правовая помощь (14 702 НПА), на третьем – налоги и финансы (13 938 НПА), на четвертом – социальное обеспечение (12 520 НПА), на пятом - сельское хозяйств (11 094 НПА).
Самыми обсуждаемыми на сегодняшний день на портале «Открытые НПА» являются следующие документы:
о внесении изменений и дополнений в приказ министра национальной экономики от 19 ноября 2019 года № 90 «Об утверждении Правил формирования тарифов»
о внесении изменений и дополнений в приказ министра сельского хозяйства от 15 марта 2019 года № 108 «Об утверждении правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства»
об утверждении Правил осуществления деятельности Центров поддержки семьи.
Автор Кристина Опёнкова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments