Телеграм-канал Ayel продолжает серию материалов о женских образах в казахской и тюркской мифологии. Сегодня наш автор Алтыншаш Жырау рассказывает о связи оленя с образом прародительницы.
Некоторые древние тюркские легенды говорят, что у отдельных родов прародителем выступал олень с золотыми рогами. Пол в этих историях размыт, но есть намёки на материнство, ведь в одной из вариаций олениха, подобно небесной волчице, спасает детей от неминуемой гибели и вскармливает их своим молоком.
В сочинении «Тай-пин гуан чжи» сохранилась версия легенды, где олень с золотыми рогами обитает в пещере предков тюрков, и на его убийство наложено табу.
Как отмечает в научной статье, опубликованной в «Киберленинке», Василий Ушицкий: «Начало легенды даёт основание считать, что речь идёт не просто об олене, а о лани – прародительнице, духе земли и леса, противостоящей духу воды».
«Под образом зверя, определённого божества – тотема, прячется древний этнос – племя. Образ оленя (лани) был в качестве почитаемого божества у древних саков-скифов, о чём свидетельствуют находки многочисленных «оленных камней» от Причерноморья до Монголии».
В статье издания Exclusive «Тайны казахского орнамента» также есть информация, что олень среди прочих животных служил тотемом для древних народов, заселявших территорию Казахстана. Считалось, что это животное приносит счастье и благополучие, особенно путешественникам.
Особенно ярко образ оленя-прародителя сохранился у кыргызов. Согласно легенде, в древние времена, когда вся земля была покрыта лесами, на берегу реки жило древнее племя кыргызов, у которого были междоусобицы с соседним племенем. Однажды вещая птица предупредила кыргызов о бедствии, но на неё не обратили внимание. Вскоре погиб глава рода, а во время похоронной церемонии враги напали на кыргызов.
Но два ребёнка – мальчик и девочка, гулявшие в лесу, спаслись. Когда они вернулись, то увидели, что все родные погибли. Дети бродили повсюду в поисках еды и наткнулись на врагов, которые праздновали победу. Одна старая женщина сжалилась над детьми и дала им мяса. Однако хан вражеского племени узнал об этом и приказал старухе избавиться от сирот, никто из кыргызов не должен был выжить.
Женщина повела детей к скале, чтобы сбросить, но встретила олениху с большими чёрными глазами и тяжёлым выменем. Олениха рассказала, что её детёнышей убили, и пожелала забрать сирот. Дети пошли за оленихой и та вырастила их, став матерью. Дети выросли и поженились. У них родилось двое сыновей – Тынымсеита и Алсеита. Своё новое племя они назвали Бугу – племя Матери-Оленихи.
Прошло время, Тынымсеит переехал вместе со своей семьёй в Нарынскую область, а Алсеит остался у озера Иссык-Куль.
Эта легенда хорошо описана и в романе Чингиза Айтматова «Белый пароход».
По другой легенде, двое из пяти сыновей родоначальника рода Бугу Орозбака – Арык-мырза и Кара-мырза – во время охоты начинают преследовать молодую олениху, которую загоняют к краю скалы. Олениха превращается в девушку. Впоследствии её выдадут замуж за племянника – Алсеита (отец Мырзакул-мырза – с самым многочисленным потомством).
Напомним также, что у тюркских народов рога, особенно ветвистые, как у оленей, считались символом святости. Если в сказках вы встречаете Мыстан с рогами, то она непременно будет помогать главному герою. На некоторых изображениях богини Умай также присутствуют рога. Кроме того, одним из самых защитных казахских орнаментов считается кошкар муйыз (бараньи рога).
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Commentaires