Бытует мнение, что власти чуть ли не каждый день придумывают названия правительственным организациям, но, как выяснил наш автор Нуржан Баймулдин, это не совсем так.
Для того чтобы получить данные о переименованиях государственных учреждений, пришлось обратиться в несколько госорганов. В министерстве юстиции Казахстана и Бюро национальной статистики сообщили, что не владеют консолидированной отчетностью.
В Институте законодательства и правовой информации пояснили, что документы на сей счет есть в правовой базе «Адилет». Но и здесь ловушка: оказывается, из выбранных через поисковик портала 245 нормативных актов не все имеют к этому отношение. Пришлось сделать ручную выборку, и вот что из этого получилось.
Оказывается, в 2023 году было принято 5 нормативно-правовых актов о переименовании; в 2022-м – 15; в 2021-м – 1; в 2020-м – 4.
Помимо прямого изменения названия, переименования проходили и в связи с реорганизацией госорганов. Так, в 2023 году было зарегистрировано 4 переименования комитетов; в 2022-м – 10 переименований; в 2021-м – 26 переименований; в 2020-м – ни одного.
Как видим, сухая статистика говорит, что процесс переименования не носит массовый характер. Отметим, что абсолютным рекордсменом по переименованию стали санитарные службы: в разные годы работников гигиены прикрепляли к различным центральным госорганам, и в каждом профильном ведомстве в название вносились добавления.
Кто может принимать решение?
В первую очередь право издавать указы о переименовании имеет глава государства, следом идут министерства, акимы областей, и районов.
Причинами могут быть административно-территориальные изменения, сокращение и оптимизация штата численности госслужащих.
Например, последнее переименование РГУ «Администратор судов» при Верховном суде в «Судебную администрацию» было связано с необходимостью освободить председателей судов от хозяйственных функций.
В каких-то случаях бывает, что организации дается имя прославленного государственного, общественного деятеля.
Нередко акимы издают решения о переименованиях из-за смены юридического статуса, допустим, с бюджетной формы финансирования, когда нельзя оказывать платные услуги, переводят в разряд государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения. В этом случае учреждения могут смело брать с населения деньги за некоторые услуги.
Впрочем, порой переименования, особенно госпредприятий, трудно объяснить. Ходят разговоры, что таким образом чиновники пытаются спрятать концы в воду.
Почем переименование для бюджета?
Сколько расходуется денег налогоплательщиков на процедуру смены вывесок, никто точной статистики не ведет.
К примеру, по данным портала «Госзакупки», бывшее РГУ «Администратор судов», а ныне «Судебная администрация» провело конкурсы на изготовление стендов, надписей, печатей услуги полиграфии на плановую сумму 635 000 тенге.
При этом у госоргана еще есть филиалы в 20 областях и городах республиканского значения, которые тоже вынуждены были раскошеливаться на эти цели. Вот и получается, что в общем сумма набегает приличная.
Другой пример: Счетный комитет Казахстана был переименован в прошлом году в Высшую аудиторскую палату. Осенью после указа президента Касым-Жомарта Токаева новая Высшая аудиторская палата провела госзакуп по следующим лотам: услуги по нанесению эмблем, полиграфии, работы по изготовлению печати, стендов, табличек, надписей на плановую сумму 2 603 199 тенге. К слову, у ревизоров нет региональных подразделений.
Добавим, что в прошлом году после возвращения прежнего названия столицы - Астана, городским госорганизациям пришлось потратиться на печати, фирменные бланки и таблички. Сколько было потрачено - загадка. Из открытых источников известно, что в 2019 году переименование столицы в Нур-Султан обошлось бюджету в 30 млн тенге.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments