top of page
Фото автораShishkin_like

Отголоски экоштрафа в 5 млрд долларов: перспективы Казахстана в противостоянии инвесторам NCOC



На днях агентство Bloomberg сообщило, что иностранные разработчики месторождения Кашаган в скором времени могут разрешить спор с правительством Казахстана об экологическом штрафе в 5 млрд долларов США. Основная причина штрафа – превышение разрешённых норм хранения серы.


5 млрд долларов – очень большой экологический штраф, который вполне мог войти в десятку крупнейших экоштрафов в мире и оказаться на втором месте в истории нефтегазовой отрасли (первая строчка за British Petroleum).


Зарубежные СМИ расценивают требование наложить штраф как попытку правительства Казахстана установить больший контроль над NorthCaspian Operating Company (NCOC). Некоторые издания предположили, что такое «поведение страны» можно считать желанием увеличить поступление налогов и других доходов от разработки Кашагана.


Правонарушения против окружающей среды во всём мире являются самыми дорогостоящими. Но при этом остаётся загадкой, как в Минэкологии посчитали ущерб, чтобы предъявить этот расчёт в суде.


Консорциум NCOC, как, впрочем, и Минэкологии, комментирует этот неприятный инцидент более чем сдержанно. Новости на эту тему казахстанцы узнают быстрее от агентства Bloomberg, чем от местных специалистов-экспертов, непосредственных инициаторов и участников громкого судебного дела, в котором, к слову, Казахстан рискует политической репутацией и собственной экономикой (в смысле привлечения иностранных инвестиций).


Наша редакция посмотрела на эффективность проекта Кашаган, собрала наиболее характерные высказывания в мировых СМИ и прикинула перспективы в разрешении скандальной ситуации, основываясь на анализе инцидентов с самыми крупными экологическими штрафами в мире.


Эффективность проекта


«Кашаган или заоблачная цена нефтяных миражей» – под таким заголовком в 2015 году был опубликован аналитический материал во французском Novethic. Автор Анн-Катрин Юссон-Траоре не верила в успех Кашагана и назвала проект «легендой, сочетающей в себе все излишества». В статье говорилось, что проект может стать одним из величайших провалов в разработке нефтяных месторождений: «Для Total, владеющей чуть более 16% долей консорциума наравне с ENI, Shell и Exxon, Кашаган является одним из самых сложных проектов. Его разработка в экстремальных условиях потребовала чрезвычайных средств и внедрения инновационных решений в больших масштабах. Если в 2005 году инвестиции в грандиозный проект оценивались в 10 млрд долларов, то десять лет спустя проект поглотил 40 млрд».


Сейчас стоимость месторождения на Северном Каспии оценивается в 55 млрд долларов, и оно считается одним из самых перспективных и самых сложных проектов.


Технико-экономические показатели


В 2022 году Кашаган добыл 12,7 млн тонн нефти, из них доля «КазМунайГаза» – 1,4 млн тонн (34 тыс. баррелей в сутки). В правительстве РК оценивают потенциал роста добычи в 5,9 раза – до 75 млн тонн в год. Показатели вероятных запасов – более 120 лет (1,9 млрд тонн нефти и конденсата, 158,7 млрд кубических метров газа). Сейчас ведётся работа над вторым этапом разработки месторождения, направленного на увеличение объёмов добычи.


Кашаган действительно один из наиболее сложных проектов в мире. Температура зимой здесь может опускаться до -40°C, а летом достигать +40°C. Площадь месторождения – 820 кв. км. Глубина моря на месторождении – 3-4 м, в течение 4-5 месяцев в году, с ноября до марта, вода замерзает. Средняя толщина льда – 0,6-0,7 м. Коллектор месторождения залегает на глубине более 4 км и характеризуется высоким давлением (более 700 бар) и высокой концентрацией сероводорода (H2S). Суровые погодные условия в сочетании с удалённостью некоторых объектов затрудняют доступ для быстрого проведения ремонта или технического обслуживания к буровым и другим объектам. Всего на месторождении пробурено 40 скважин, шесть из которых являются нагнетательными, а 33 – добывающими, одна скважина является мониторинговой.


Производство серы на Кашагане


Добываемая сырая нефть марки Ural имеет плотность 798 кг на куб. метр. Нефть содержит ядовитый сероводород, который завод «Болашак» удаляет перед продажей (содержание серы от 0,68% до 0,90%). Суточное производство серы составляет в среднем 4,5 тысячи тонн. Потенциальными рынками сбыта являются Китай и страны Западного Средиземноморья, где сера используется в качестве сырья для производства сельскохозудобрений.


Соглашение о разделе продукции


Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию (СРПСК) было подписано между Казахстаном и международным консорциумом в ноябре 1997 года. Было решено, что управление проектом будет осуществляться через операционную компанию NCOC, зарегистрированную в Нидерландах.


Сейчас доли в NCOC распределены так:

·         «КМГ Кашаган» (16,88%),

·         Eni S.p.A. (16,81%),

·         ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%),

·         Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%),

·         Total Energies EP Kazakhstan (16,81%),

·         CNPC Kazakhstan B.V. (8,33%),

·         INPEX North Caspian Sea Ltd. (7,56%).


В СРПСК неоднократно вносились поправки, включая изменения, касающиеся прав владения участников. «КазМунайГаз» вошёл в состав NCOC в мае 2005 года.


Конфиденциальная информация СРПСК


Согласно условиям СРПСК, вся добытая нефть направляется на экспорт – в основном в Европу, Восточную Азию и Индию. В публичном доступе нет подробной информации о механизме распределения многомиллиардной прибыли. В годовом отчёте «КазМунайГаза» за 2022 год сообщается, что по итогам 2021 года акционерам были выплачены рекордные дивиденды в размере 200 млрд тенге. В этом же отчёте говорится, что в июле 2022 года Кашаган начислил и выплатил дивиденды акционерам на общую сумму 1,1 млрд долларов (эквивалентно 529,7 млрд тенге). Цитируем дословно: «В связи с признанием сделки по приобретению Кашагана под общим контролем группа признала дивиденды, распределённые Кашаганом предыдущему акционеру, как распределение Самрук-Казына в размере 566,7 млн долл США (эквивалентно 263,6 млрд тенге)». Другие данные о разделе продукции – информация закрытая.

Считается, что СРП изначально применялось для неразвитых стран, где нестабильный налоговый режим. 


Суд в Международном арбитраже


Параллельно экологическому спору идёт судебное слушание в международном арбитраже. Компания PSA («дочка» КФ «Samruk-kazyna Trust», до этого 12 лет принадлежала «КазМунайГазу») подала иски на операторов Карачаганака и Кашагана. Суть претензий – соглашения о разделе продукции. В соответствии с постановлением правительства от 20 июня 2016 года ТОО «PSA» назначено уполномоченным органом в интересах правительства Казахстана в соглашениях о разделе продукции по крупным нефтяным месторождениям (Кашаган, Карачаганак и Дунга).


Правительство Казахстана планирует отсрочить возврат по Кашагану примерно 13 млрд долларов инвестиций, чтобы более высокие налоговые выплаты в бюджет начались раньше, чем предусматривает СРПСК (по Карачаганаку речь идёт о 3,5 млрд долларов).


В заявлении NCOC говорится, что иностранные акционеры – Eni, Shell, TotalEnergies, ExxonMobil, China National Petroleum Corporation и японская Inpex – находятся в разногласиях с правительством Казахстана по поводу некоторых условий СРП. «КазМунайГаз» не поддерживает совместную позицию иностранных акционеров.


Суть конфликта с экологами


Экологи в конце 2022 года  выявили восемь нарушений в консорциуме NCOC, разрабатывающем месторождение Кашаган. 


Было выяснено, что консорциум:

·         превысил разрешённые нормы хранения серы,

·         без согласования эксплуатировал временную площадку для серной кислоты,

·         не в полном объёме исполнял план мероприятий по охране окружающей среды,

·         без необходимой очистки сбрасывал сточные воды в пруд-испаритель,

·         не выполнил требования государственной экологической экспертизы,

·         без согласования перепрофилировал шламоуловитель,

·         сжигал неочищенный газ на факелах без разрешения,

·         осуществлял самовольные эмиссии на испарительных ёмкостях.

 

По всем этим фактам в отношении NCOC было возбуждено административное производство по шести статьям КоАП РК. Общий размер штрафов составил 2,3 трлн тенге, или 5,1 млрд долларов.

 

Консорциум в свою очередь полностью отрицал какие-либо правонарушения и даже успешно защитил себя в астанинском суде – судья не согласился с тем, что на предприятии хранится слишком большое количество серы, а именно этот пункт был у экологов основным.

 

Сейчас, как сообщает Bloomberg, ссылаясь на неназванные источники, спор по поводу экоштрафа близок к урегулированию. «Нефтяные компании, в том числе Eni SpA, Shell Plc, Exxon Mobil Corp и TotalEnergies SE, подготовили проект соглашения, который остановит правительство от введения экологических штрафов и будет включать в себя обязательства компаний о дополнительных инвестициях в социальные проекты. (…) Эти расходы составят 110 млн долларов в течение следующих двух лет».


Мировые СМИ о претензиях Казахстана к NCOC 


Судебный спор инвесторов Кашагана с казахстанскими экологами не занимает первые полосы мировых СМИ, но всё же заинтересовал некоторые издания. Они дали свою оценку инцидента, оценив его причины и перспективы после урегулирования.

 

Upstream, Норвегия: «Есть ещё одна проблема, связанная с правительством».


«Это рассматривается как попытка правительства Казахстана увеличить поступление налогов и других доходов от разработки Кашагана в государственный бюджет. (…) Согласно недавнему отчёту Всемирного банка, доля доходов от разработки нефти и газа в бюджете Казахстана, как ожидается, снизится в этом и следующем году, тогда как социальные расходы властей, по прогнозам, вырастут.


В докладе говорится, что инфляция в Казахстане взлетела до уровня, невиданного с конца 1990-х годов, во многом благодаря резкому росту цен на продукты питания и повышению заработной платы в различных секторах».


BNN Breaking, Гонконг: «Кашаган – не просто ещё одно нефтяное месторождение»

 

«Разногласия по поводу экологического штрафа – это не только вопрос финансовых последствий. Эта ситуация может повлиять на эксплуатацию нефтяного месторождения и потенциально сформировать более широкую экологическую политику в Казахстане. Реакция нефтяных компаний на штраф и их переговоры с правительством Казахстана могут создать прецедент для разрешения подобных споров в будущем».


Start Magazine, Италия: «Почему Казахстан нападает на Eni и другие нефтяные компании».


«После сильных протестов начала 2022 года, вспыхнувших после повышения цен на топливо, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ищет пути стимулирования экономического роста и более справедливого перераспределения национального богатства. (…) Правительство Астаны стремится не только получить большие доходы от нефти, но и изменить весь тендерный механизм для нефтегазового сектора, чтобы сделать его более эффективным и повысить прибыльность этой отрасли для страны».


Neftegaz.RU, Россия: «Кто прав – неясно».


«Ещё в далёком 2011 году, казалось, все вопросы по сере были решены. В результате очистки высокосернистого газа будет производиться около 1,1 млн тонн серы в год. Мощность склада временного хранения серы – до 4 млн тонн. Хранение: в закрытых условиях, изолированно от окружающей среды. Жидкая сера будет заливаться в герметичные контейнеры, снабжённые датчиками. Вероятно, не все показатели хранения выполнены».

 

K-News, Кыргызстан: «NCOC было разрешено хранить 700 тысяч тонн серы, а она разместила 1,7 млн».


«В окрестностях месторождения Кашаган (в 2022-м году) массово погибли около трёх тысяч чаек. Инспекция по лесному хозяйству и животному миру Атырауской области выявила, что птицы погибли от заболевания АН5».


Крупнейшие экологические штрафы в истории


Ущерб экологии – нарушение, за которое выписываются самые крупные штрафы и которые имеют не менее весомые причины. Tokyo Electric Power Company Holdings (TEPCO) заплатила самый огромный штраф в истории за Фукусимскую катастрофу. На втором месте – British Petroleum за разлив нефти.


Штраф в 5 млрд долларов, которые Казахстан потребовал от инвесторов Кашагана, мог бы войти в пятёрку крупнейших экологических штрафов (разделив третье место с Anadarko Petroleum). Мы собрали несколько примеров, которые показывают, за что начислялись экологические штрафы в разных отраслях и к каким последствиям это приводило.


Fukushima-1


Фукусимская катастрофа, произошедшая в Японии в 2011 году, была вызвана землетрясением и цунами, которые привели к расплавлению ядерных реакторов и трём взрывам водорода. Последствия этой катастрофы до сих пор ощущаются не только в Японии, но и остальном мире. Спустя 12 лет после аварии власти в Токио начали сбрасывать в Тихий океан радиоактивную воду, использовавшуюся для охлаждения ядерных реакторов. Сброс воды завершится 31 марта 2024 года.


Четырём бывшим руководителям японской компании Tokyo Electric Power Co. было назначено выплатить 13,32 трлн йен (97 млрд долларов) за причинённый ущерб. По данным Japan Times, этот штраф является крупнейшим из когда-либо вынесенных судом по гражданскому иску.


British Petroleum


Рекордный штраф выплатила British Petroleum за разлив нефти в Мексиканском заливе в апреле 2010 года. Из-за взрыва на нефтяной буровой платформе Deepwater Horizon погибли 11 рабочих и вылилось более 4 млн баррелей нефти. Нефть вытекала в течение 87 дней, пока не погубила морскую среду и рыболовную промышленность у побережья заливов Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды. Всего в море попало 4,9 млн баррелей нефти.


Стоимость ликвидации разлива нефти Deepwater Horizon составила более 3 млрд долларов, а цена акций нефтяного гиганта упала примерно на 25%. За ущерб, причинённый окружающей среде, компания согласилась выплатить экологический штраф в размере 18,7 млрд долларов.


Как писала Offshore-technology, репутации British Petroleum был нанесён удар, который, скорее всего, «не забудется никогда» и ни одна компания не хотела бы видеть это в своём резюме.


В 2020 году, через десять лет после трагедии, кредиторская задолженность British Petroleum, связанная с разливом нефти, составила более 11 млрд долларов.


Anadarko Petroleum Corporation


В 2015 году американская нефтегазовая компания Anadarko Petroleum Corp. была оштрафована на 5,15 млрд долларов за экологический ущерб, нанесённый одним из подразделений (Kerr-McGee) в течение 85 лет. Kerr-McGee обвинили в загрязнении ракетным топливом озера Мид, расположенного в Неваде, организацию радиоактивной свалки на земле коренных американцев – индейцев навахо, а также за захоронение канцерогенного креозота на территории жилых районов на Востоке, Среднем Западе и Юге США. По этому делу рассматривалось более 2700 объектов в 47 штатах.


Компания пыталась избежать штрафа, передав наиболее ценные активы своим филиалам, а вместо себя оставив неплатёжеспособную компанию. Однако эти уловки не помогли избежать наказания. Репутация компании была разрушена.


В августе 2019 года Anadarko Petroleum поглотила компания Occidental Petroleum.


«Норникель»


В марте 2021 года дочерняя компания «Норникеля» – Норильско-Таймырская энергетическая компания (НТЭК) – выплатила штраф в размере 146,2 млрд рублей (1,6 млрд долларов по сегодняшнему курсу) за разлив 21 тыс. тонн дизельного топлива под Норильском.


Причиной катастрофы стала разгерметизация одного из резервуаров из-за проседания свай фундамента. Компания отказалась подавать апелляцию на решение суда о выплате штрафа, хотя, по её оценке, ущерб для экологии был в семь раз меньше.


Подписывайтесь на @Shishkin_like







Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page