Мы продолжаем изучать руководителей квазигоссектора в рамках очередного спин-оффа нашего спецпроекта «Откуда деньги на часы?». Сегодня нашим героем стал 45-летний председатель правления нацкомпании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев. Он был назначен на эту должность спустя три месяца после январских протестов, а в прошлом году заменил Тимура Кулибаева в профильной ассоциации KAZENERGY.
В систему «КазМунайГаза» Мирзагалиев впервые попал в 2007 году, хотя в нефтегазовой отрасли работал ещё с 2001 года. В 2013 году Магзум Маратович ушёл в правительство, став сначала вице-министром нефти и газа, а затем энергетики. В те годы он работал под начальством Узакбая Карабалина, Владимира Школьника и Каната Бозумбаева.
С приходом к власти Касым-Жомарта Токаева Мирзагалиев дважды назначался министром – к слову, именно он в начале 2022 года руководил Министерством энергетики, когда из-за повышения цен на газ на западе вспыхнули известные теперь на весь мир волнения.
Наш редактор Маргарита Бочарова, изучив доступные данные о нацкомпании и семье её главы, рассказывает, как приход Мирзагалиева отразился на финансовых результатах «КазМунайГаза», какие поручения Токаева ему пока не удалось выполнить, сколько раз за два года он сталкивался с перспективой отставки и в какой отрасли делает бизнес его 78-летний отец (спойлер: это не нефтегазовая сфера).
Насколько эффективен Мирзагалиев как топ-менеджер?
Чтобы оценить эффективность, мы, как и в прошлый раз, использовали параметры, которые информативны для финансистов и инвесторов, а также важные производственные показатели. И те, и другие указывают на продолжающийся рост нацкомпании, однако стоит понимать, что сравнение мы проводили лишь в рамках двухгодичного периода.
По сравнению с 2021 годом показатель EBITDA* в 2022 году вырос на 16,4%, достигнув 5,5 млрд долларов США. Согласно отчётности, это произошло вследствие повышения международных цен на нефть и нефтепродукты. Кроме этого, финансовые показатели улучшил и обратный выкуп 50% акций KMG Kashagan B.V. у «Самрук-Казына». Для нацкомпании сделка стала одной из самых крупных за последние годы. За девять месяцев прошлого года показатель EBITDA составил 3,7 млрд долларов США.
* Выручка плюс доля в доходах совместных предприятий и ассоциированных компаний, нетто, минус себестоимость покупной нефти, газа, нефтепродуктов и прочих материалов, производственные расходы, общие и административные расходы, расходы по транспортировке и реализации, налоги (кроме подоходного).
Между тем показатель рентабельности активов (ROA) нацкомпании в 2022 году немного снизился по сравнению с 2021 годом – с 8,11% до 7,91%. Это значит, каждый тенге, вложенный ею в активы в течение позапрошлого года, принёс почти 8 тиынов прибыли. На 1 октября 2023 года ROA «КазМунайГаза» находился на уровне 5,39%.
А показатель рентабельности собственного капитала (ROE) по итогам 2022 года оказался выше аналогичной цифры 2021 года – 13,34% против 12,84%. Фактически ROE показывает, какую часть чистая прибыль составляет от капитала нацкомпании. На 1 октября 2023 года этот показатель находился на уровне 8,86%.
Если рассматривать ключевые производственные показатели «КазМунайГаза», то все они в 2022 году по сравнению с предыдущим годом незначительно выросли. В них включают объём добычи нефти и газового конденсата (+1,7%), объём транспортировки нефти (+0,1%), объём переработки углеводородного сырья внутри и за пределами республики (+5,7%). По итогам девяти месяцев прошлого года в нацкомпании пока также наблюдают положительную динамику по этим показателям.
Поручения, обещания и реальность
Помимо цифр из официальных отчётов компании, мы посчитали важным показателем эффективности Мирзагалиева как топ-менеджера его способность реализовывать озвученные им же планы, а также поручения высшего руководства страны. Как выяснилось, последнее зачастую менее осуществимо, чем первое.
Июль 2022 года: Мирзагалиев при встрече с президентом сообщил, что запуск завода по производству полипропилена в Атырауской области ожидается уже в августе. В реальности же это произошло только в ноябре 2022 года. Ранее мы писали, что изначально комплекс должны были ввести в эксплуатацию (первая фаза) ещё в 2021 году.
Июль 2022 года: Токаев поручил принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов «Атырау – Кенкияк» и «Кенкияк – Кумколь». В прошлом году Мирзагалиев заявил, что стоимость расширения составит 200 млн долларов США, а непосредственные работы компания «надеется начать» в 2024 году. В октябре 2023 года также сообщалось о разработке предварительных технико-экономических исследований проекта.
Сентябрь 2022 года: на очередной встрече Мирзагалиева с главой государства было озвучено, что в этом году в Казахстане будет переработан рекордный объем нефтепродуктов – 17 млн тонн. Как докладывал в июле прошлого года заместитель председателя правления «КазМунайГаза», объём переработки в 2022 году действительно составил 17,8 млн тонн.
Ноябрь 2022 года: Токаев поручил нацкомпании рассмотреть вопрос строительства крупного нефтехранилища в Атырауской области. Никаких публичных заявлений о будущем нефтехранилище с тех пор от Мирзагалиева или его замов не звучало. В ответ на запрос журналистов в пресс-службе нацкомпании ответственность за решение полностью переложили на Министерство энергетики.
Ноябрь 2022 года: Мирзагалиев и его заместители активно рассказывали о преимуществах покупки акций нацкомпании в рамках IPO, обещая инвесторам – среди прочего – повышение прозрачности и подотчётности. В результате после размещения на бирже первое же годовое общее собрание акционеров в качестве публичной компании «КазМунайГаз» провёл заочно, избежав всякой коммуникации с частными акционерами.
Декабрь 2022 года: Мирзагалиев сообщил, что согласно поручению президента, нацкомпания рассматривает вариант пробной отправки партии нефти в Германию уже в январе 2023 года. В действительности первая партия нефти (20 тыс. тонн) отправилась в Германию лишь 25 февраля – коммерческие переговоры между сторонами затянулись.
Февраль 2023 года: Акорда по итогам встречи Токаева с Мирзагалиевым проинформировала, что в 2023 году «КазМунайГаз» планирует добыть свыше 23 млн тонн нефти. Судя по предварительным данным, нацкомпании удалось добиться заявленного – как сообщил «Самрук-Казына», речь идёт о 23,5 млн тонн нефти и газового конденсата.
Два года во главе «КазМунайГаза»: трудовые конфликты, уголовные дела и выговоры
Спустя пять дней после назначения Мирзагалиева руководителем национальной компании в Жанаозене на забастовку вышли около 400 рабочих одного из нефтесервисных предприятий. Среди прочего они требовали, как пишет «Азаттык», «перевести» их в «Озенмунайгаз» (на 100% принадлежит «КазМунайГазу»). В результате на 21 протестовавшего работника подали в суд за участие в незаконной забастовке, 12 человек уволили.
О том, как в нацкомпании отреагировали на трудовой конфликт, Мирзагалиев фактически доложил президенту в июле 2022 года: «…в целях решения вопросов социально-трудовых отношений, а также осуществления приёма обращений физических и юридических лиц по вопросам деятельности дочерних организаций “КазМунайГаза” открыто представительство национальной компании в Актау», – приводит слова главы «КазМунайГаза» Акорда.
В августе того же года казахстанцы по традиции столкнулись с дефицитом дизельного топлива. В правительстве введение ограничений тогда объяснили нестабильной отгрузкой нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, а в конце месяца назвали и виновных в топливном кризисе. Мирзагалиев получил строгий выговор, в нацкомпании выявили «системные упущения и недостатки в выработке, маркетинге и логистике».
По прошествии недели Магзум Маратович уже докладывал президенту о принимаемых мерах по стабилизации ситуации: плановые ремонты на Шымкентском и Атырауском НПЗ решено перенести, до 100 тыс. тонн дизтоплива для нужд «Қазақстан темір жолы» будут импортированы.
Весной 2023 года правительство вновь вынуждено было разбираться с нехваткой дизельного топлива, однако на этот раз Мирзагалиев сразу высказался о причине возникшей ситуации. По его словам, владельцы АЗС попросту держали топливо на нефтебазах (73% от имеющегося в наличии объёма дизтоплива по стране) в ожидании предстоящего роста цен.
Тогда же вновь обострилась ситуация в Жанаозене, в результате чего около сотни недовольных нефтяников прибыли в Астану. Сотрудники нефтесервисной компании, проигравшей тендер на выполнение услуг для «Озенмунайгаза», требовали трудоустройства в «дочку» нацкомпании (мы разбирали обстоятельства конфликта здесь). Спустя сутки после начала протеста все участники были задержаны сотрудниками СОБР с применением силы. Мирзагалиев позже сообщил журналистам, что лично общался с инициатором акции и считает конфликт «неконструктивным».
Несмотря на это заявление, летом прошлого года в финансово-хозяйственной деятельности «Озенмунайгаза» было выявлено 118 нарушений и несоответствий. Правоохранительные органы задержали бывшего и действующего на тот момент заместителей директора компании. В ноябре 2023 года уголовные дела были направлены в суд.
Летом 2023 года Мирзагалиев, как пишет телеграм-канал «Нефть и газ Казахстана», впервые столкнулся с перспективой своей отставки. За короткий промежуток времени на Шымкентском НПЗ вышел из строя теплообменник на установке каталитического риформинга, а Атырауский НПЗ остановился из-за энергетического блэкаута на МАЭК. Глава «КазМунайГаза» оперативно посетил все три нефтеперерабатывающих завода страны, однако это не спасло его от очередного выговора со стороны правительства (за несвоевременную реализацию мероприятий по обеспечению безопасной и стабильной работы Атырауского НПЗ).
В конце прошлого года на западе вновь началась забастовка работников одной из нефтесервисных компаний, требовавших присоединить их к «КазМунайГазу». Суд признал акцию незаконной, а Мирзагалиев назвал требования около 500 бастующих «беспочвенными» и добавил, что не может принять их в штат нацкомпании. На начало февраля 2024 года ситуация остаётся неразрешённой: работники компании проиграли апелляцию, три группы бастующих были уволены в декабре и январе, переговоры профсоюзов с госорганами не дали результата, по факту забастовки возбуждено уголовное дело.
Летом прошлого года телеграм-канал Фонд-бюро расследования коррупции указал на предполагаемые нарушения в кадровой структуре нацкомпании, заявив, что заместитель председателя правления Дастан Абдулгафаров, вероятно, приходится Мирзагалиеву двоюродным братом. Никакой публичной реакции на это сообщение со стороны пресс-службы нацкомпании не последовало. Заметим, Абдулгафаров был назначен заместителем предправления ещё в январе 2020 года.
Каким бизнесом занимается семья Мирзагалиева?
Главным предпринимателем в семье нынешнего главы «КазМунайГаза» выступает его отец – 78-летний Марат Мырзагалиулы. Он в основном зарабатывает на производстве строительных материалов и сегодня числится владельцем или совладельцем этих действующих (судя по налоговым отчислениям за последние годы) компаний:
ТОО «Жартас-СН» – добыча известняка, гипса и мела, производство неочищенных масел и жиров. С 2015 года на счета органов госдоходов перевело 928,7 млн тенге. В 2010-2011 годах одним из владельцев компании был сам Магзум Маратович.
Производственное объединение «QazKer» – добыча сланцев, производство асбестотехнических изделий, минеральных изоляционных материалов. С 2020 года уплатило налогов на 456,7 млн тенге.
ТОО «Zhambyl Keramzit Company» – добыча известняка, гипса и мела. С 2015 года уплатило налогов на 251,3 млн тенге. Налоговые отчисления филиала и одной «дочки» за последние 12 месяцев не превысили и 400 тыс. тенге.
ТОО «Жартас» – разработка гравийных и песчаных карьеров. За последние десять лет на счета налоговиков перевело 137,3 млн тенге, при этом большая часть отчислений (свыше 80%) пришлась на 2015 год. Сегодня предприятие числится как небольшой должник по налогам. Сумма заключённых им госконтрактов немного превышает 12 млн тенге.
ТОО «Сәтті Автотранс» и ТОО «Ақжол Автотранс» – деятельность грузового автомобильного транспорта. За два года работы первая компания уплатила налогов на 29,8 млн тенге, вторая – на 1,6 млн тенге.
ТОО «Ауыл СуҚызмет» – забор, обработка и распределение воды. С 2016 года уплатило налогов на 1,6 млн тенге. В этом году компании присвоена высокая степень риска налогоплательщика. С 2017 года заключила госконтрактов на 7 млн тенге.
Кроме этого, с 2021 года отец Магзума Маратовича зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в Алматы, где занимается арендой и управлением собственной недвижимостью.
Одна из трёх сестёр главы «КазМунайГаза» – 41-летняя Шахизада Мирзагалиева – тоже числится индивидуальным предпринимателем. Компания «Мир» зарегистрирована в южной столице и специализируется на оптовой и розничной торговле, аренде и управлении недвижимостью, а также оказании неких индивидуальных услуг.
Также Шахизада Маратовна – руководитель и единственный учредитель ТОО «Арна Спецстрой». Компания занимается оптовой торговлей широким ассортиментом товаров, предоставлением индивидуальных услуг и строительно-монтажными работами. С 2015 года фирма уплатила налогов всего на 4,5 млн тенге.
В бизнесе замечен и тесть Магзума Маратовича – 73-летний Сералы Еслямов. Он руководит и владеет ТОО «MatImanCompany». Фирма официально специализируется на разведении лошадей, зарегистрирована в Кокшетау и делает минимальные налоговые отчисления лишь в последние два года (по 46 тыс. тенге). Доля Еслямова, по данным Adata.kz, в компании арестована.
Из открытых источников известно, что в ноябре 2022 года компания стала победителем тендера на земельный участок площадью 18,6 га для строительства эко-отеля в одном из лесничеств нацпарка «Кокшетау».
Сколько получает сам Мирзагалиев?
Как мы писали ранее, в 2022 году ключевой руководящий персонал «КазМунайГаза» получил 7,35 млрд тенге (0,55% от годовой прибыли нацкомпании). В эту сумму входят зарплаты и премии, перечисленные членам правления и Совета директоров. Мирзагалиев, к слову, входит и в состав правления, и в Совет директоров.
За девять месяцев 2023 года руководство «КазМунайГаза» получило уже 4,7 млрд тенге. Если в общей сложности речь идёт о 16 управленцах, выходит, каждый из них ежемесячно зарабатывает в среднем по 32,6 млн тенге. Добавим, должность председателя ассоциации KAZENERGY не предусматривает оплаты.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
コメント