top of page
  • Фото автораAyel

Отразятся ли на лечении казахстанских онкобольных скандалы, сотрясающие сферу здравоохранения?


Буквально десять дней назад Минздраву пришлось заверять встревоженную общественность, что пациенты с орфанными (редкими) заболеваниями не останутся без лекарств. Не успели обсуждения стихнуть, как появилась новая тема для споров.


Минздрав в своем официальном telegram-канале Министерства здравоохранения РК обнародовал данные внутренней проверки работы шести казахстанских онкоцентров. Анализ выявил финансовые нарушения на сумму свыше 18 млрд тенге, а также многочисленные нарушения протокольных стандартов правил оказания медицинской помощи.


Руководителей этих организаций привлекут к дисциплинарной ответственности и двоих из списка виновных ждет освобождение от занимаемых должностей.


«В качестве неотложной меры для недопущения нецелевого использования бюджетных средств Министерством здравоохранения в ходе заседания коллегии принято решение о снижении базовой ставки по клинико-затратным группам онкологической службы на 20%», – говорится в сообщении Минздрава. 


На заседании правительства во вторник 11 июня, глава здравоохранения Акмарал Альназарова представила проект концепции развития инфраструктуры здравоохранения на ближайшие семь лет. Об этом пишет газета «Время». После правительственного заседания глава ведомства объяснила представителям СМИ свой приказ о сокращении финансирования онкологических учреждений наличием «излишков»:


«Мы видим, что есть излишки, но у нас, к сожалению, мало времени для того, чтобы в короткие сроки пересмотреть тарифы, это требует времени. Поэтому как экстренная мера было решено сократить тарифы на 20 процентов. Этот приказ будет действовать до конца года».


Министр отметила, что до 2021 года ведомство финансировало лечение онкологии по принципу на каждого пациента, состоящего на учёте. Но с 2021 года средства стали выделяться на группу пациентов со схожими заболеваниями и схожей стоимостью затрат на их лечение.


В текущем году Минздрав выяснил, что в некоторых случаях медучреждения (о которых идет речь выше) искусственно создавали «мёртвые души» из списка больных, которым якобы требовалась госпитализация. На деле же траты составляли лишь 70% из выделенных средств.


Так происходило на протяжении нескольких лет. Как стало известно, по итогам 2021 года на счетах медицинских организаций в качестве излишков остались 3,8 млрд тенге. По итогам 2022 года – 5,6 млрд тенге, по итогам 2023 года сумма составила 32 млрд тенге. По документальной отчетности эти суммы проходили в данных медучреждениях в виде прибыли.


Ни одного пациента не коснется


Акмарал Альназарова уверяет казахстанцев, что возникшая ситуация не отразится на качестве и объеме предоставления медицинских услуг для онкопациентов.


«Ни в коем случае ни одного пациента не коснется. Порядок направления, порядок динамического наблюдения, протокола диагностики лечения остались неизменными. Пациенты как получали лечение, так и будут получать», – подчеркнула министр.


Ломать не строить


Однако депутат Асхат Аймагамбетов первый подвергший критике Минздрав за принятие решения о сокращении бюджета на 20%, категорически не согласен.


«Минздрав в своем ответе очень неуклюже и неубедительно обосновывает свое решение о сокращении финансирования онкологии тем, что больницы неэффективно расходуют деньги!


Следуя такой логике, давайте сократим деньги на ремонт дорог, ведь Высшая аудиторская палата говорит о неэффективности ряда расходов на ремонт дорог.


Давайте тогда не будем строить школы по проекту «Комфортная школа», так как ВАП пишет о проблемах в реализации... Таким поверхностным подходом и с такой логикой можно столько неправильных решений напринимать.


Конечно, ломать не строить», – написал он в своем Telegram-канале.


По мнению Аймагамбетова, минздрав по итогам «мимолётного обзора», «рубит с плеча», вместо того чтобы навести порядок, то есть: «подойти дифференцированно к тарифам, провести анализ, спросить у специалистов с поля».


«Иногда министерства, стараясь обеспечить освоение бюджетных средств, перечисляют их в последние дни декабря в организации, которые в силу требований бухучета просто обязаны их в годовом отчете указывать как прибыль. Тогда получается, что все, кто хоть как-то финансируется из бюджета, будут считаться незаконным перетоком бюджетных ресурсов?


Решать проблемы других направлений надо не за счет сокращения чего-то.


Надо открыто признать, что Минздрав за счет экономии на онкобольных и других неэффективных решений пытается залатать дыры в своем бюджете».


Кроме того, по словам депутата, более 3 миллионов граждан Казахстана, находящихся вне системы ОСМС, фактически не имеют доступа к онкоскринингам. 


«О каком раннем выявлении может идти речь? Надо было скрининги по онкологии полностью перенести из пакета ОСМС в пакет гарантированного норматива. Есть много других эффективных решений.


[…] настаиваю на пересмотре решения Минздравом. Нужно как минимум дифференцированно и обоснованно подойти к тарифам».


Минздрав пересмотрит тарифы до января 2025 года


Позже с заявлением для СМИ выступила главный онколог Казахстана Диляра Кайдарова. С ее слов, по данному вопросу будет создана рабочая группа, которой предстоит разобраться, какие тарифы нужно снизить, а какие нет.


«Мы сейчас попросили пересмотреть эти тарифы и подойти персонифицировано к каждому тарифу. Потому что есть дорогостоящие препараты, стоимость которых доходит до 3 млн тенге и, естественно, они не покроют снижение. Поэтому и создали рабочую группу. И онкологи должны показать, какие тарифы можно снизить, а какие – нельзя, чтобы ни один онкопациент в этой ситуации не пострадал.


Мы не позволим, чтобы наши пациенты страдали», – приводит слова Кайдаровой zakon.kz


Как было


По информации издания kursiv.media (опубликовано 18 марта 2019), согласно докладу экс-министра здравоохранения Ержана Биртанова, в 2002 году в Казахстане на лекарственное лечение выделялось 800 миллионов тенге, перечень состоял из 35 химиопрепаратов, таргетных препаратов не было.


С 2013 по 2018 годы для обеспечения лекарственной терапией ежегодно выделялось в среднем около 20 миллиардов тенге.


Со слов бывшего министра, с целью улучшения ранней диагностики в 2019 году выделено дополнительное финансирование в размере 1,6 млрд тенге на проведение почти 100 тыс. КТ и МРТ-исследований пациентам при подозрении на онкозаболевание.


✅ Подписывай на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Opmerkingen


bottom of page