От общего к частному
- Политпросвет.kz
- 4 июл.
- 5 мин. чтения
Хроника приватизации в Казахстане
Приватизация в Казахстане прошла по уникальному сценарию — без шоковой терапии и массовой распродажи госсобственности, как в России. С самого начала страна пошла по пути поэтапной и управляемой трансформации: от купонной приватизации магазинов и парикмахерских в начале 1990-х до продажи долей в национальных компаниях в 2020-х.
За три десятилетия были приватизированы тысячи объектов, включая стратегические отрасли. Менялись законы, механизмы, акценты — от массовой приватизации к адресной продаже «лакомых кусков». Государство постепенно сокращало своё участие в экономике, передавая активы в конкурентную среду. Более подробно об этом процессе – в нашем материале.
Этап I. Как всё начиналось
В феврале 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял постановление «Об основных направлениях разгосударствления и приватизации государственной собственности». Этот документ стал фундаментом новой экономической стратегии, направленной на строительство капиталистической модели. В июне того же года был принят закон «О разгосударствлении и приватизации», в котором подробно описывались этапы передачи государственной собственности в частные руки.
Одним из ключевых инструментов на этом этапе стал купонный механизм. Все граждане республики получили купоны как форму компенсации за трудовой вклад в создание общественного богатства. За каждый год трудового стажа начислялось 400 купонов, приравненных к одному советскому рублю за единицу.
Купоны оформлялись как особые вклады: они не подлежали денежному обмену, не приносили дохода, но могли передаваться по наследству. Имущество, приобретённое за купоны, не подлежало обратному обмену.
Малая приватизация
Первый этап был ориентирован на передачу в частные руки объектов малой торговли — магазинов площадью до 160 кв.м, кафе, парикмахерских, прачечных и предприятий бытового обслуживания. Такие объекты выставлялись на аукционы или передавались через конкурс. Более крупные торговые предприятия — универмаги и универсамы — подлежали акционированию или выкупу трудовыми коллективами.
К концу 1992 года планировалось приватизировать 60% магазинов, что должно было вывести из государственного сектора около 50% товарооборота.
Большая приватизация
Параллельно началась подготовка к приватизации крупных и средних предприятий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, а также в банковской и страховой сферах. Основной формой была их трансформация в акционерные общества.
Особое внимание уделялось сельскому хозяйству. Земля оставалась в исключительной собственности государства и не подлежала приватизации. Имущество совхозов передавалось в коллективную собственность через аренду, выкуп или безвозмездную передачу. Работникам также предоставлялась возможность приобрести общественный скот в рассрочку.
Несмотря на масштабность задуманного, эффективность первого этапа вызывала сомнения. Большинство предприятий находились в кризисе: им мешали неплатежи, инфляция и нестабильность советского рубля. Тем не менее, именно в этот период были заложены основы частного сектора и сменился собственник у тысяч предприятий.
Этап II. «Распил большого пирога» (1993–1995)
В марте 1993 года президент Нурсултан Назарбаев подписал указ «О Национальной программе разгосударствления и приватизации в РК на 1993–1995 годы», который ознаменовал второй этап реформ. По программе предприятия были разделены на три категории:малые — менее 200 сотрудников, средние — от 200 до 5 тысяч, крупные — свыше 5 тысяч.
К этому моменту в стране уже появились уличные киоски, зарубежные товары, а в ноябре 1993 года была проведена денежная реформа: введена национальная валюта — тенге.
Купоны, ранее предназначенные для выкупа жилья, разрешалось использовать для покупки объектов торговли и сервиса. Дополнительно были введены приватизационные инвестиционные купоны (ПИКи). Их можно было вложить в инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ), которые, в свою очередь, приобретали акции приватизируемых предприятий. Инвестиционные купоны начислялись в равном для всех количестве - 100 купонов на жителя республики в независимости от возраста.
Забегая вперёд, отметим, что в 1996 году правительство подвело итоги двух этапов приватизации. Программа массовой приватизации была завершена полностью, и на 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции свыше 1600 предприятий номинальной стоимостью 1,26 млрд тенге. В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. объектов.
Частный сектор получил 84% предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания.Было продано 1967 сельхозпредприятий (93% от их общего количества). 60% уставных фондов приватизируемых предприятий перешли в частные руки. При этом треть предприятий была продана за ПИКи, треть — за деньги, треть перешла в собственность работников.
Этап III. Законы для «лакомых кусков» (1996–1998)
В 1995 году вступил в силу закон «О приватизации», отменивший прежний закон 1991 года. И в феврале 1996 года правительство принимает постановление «О Программе приватизации и реструктуризации государственной собственности в РК на 1996-1998 годы». В рамках этого постановления предусматривалась приватизация объектов электроэнергетического, нефтегазового и нефтехимического комплекса по индивидуальным проектам и закрытым тендерам.
В течение 1996-1998 годов были проведены сегментация госкомпаний и выделение объектов социальной инфраструктуры, с передачей их в коммунальную собственность. При приватизации госкомпаний «Мунайгаз» и «Казакгаз» предусматривалось сохранение контрольного государственного пакета акций, который мог быть заменен «золотой акцией».
Планировалось разукрупнение Национальной акционерной компании «Казахтелеком» путем исключения из ее уставного фонда ранее созданных товариществ «Бесет», «Арна-Спринт», «Арна», «Декател». Кроме того, часть ее активовнамеревались передать через конкурс зарубежным инвесторам.
Этап IV. Приватизация в XXI веке
После долгого перерыва масштабная приватизация возобновилась в 2014 году. Несмотря на предыдущие этапы, в госсобственности все еще оставались крупные отрасли экономики, а на балансе госорганов находились непрофильные активы. Госорганам поручили составить перечень объектов для приватизации, нацхолдингам было рекомендовано вывести аффилированные структуры на рынок.
В марте правительство утвердило Комплексный план приватизации на 2014–2016 годы, который определил список организаций, подлежащих продаже. К примеру, МВД должно было выставить на торги ведомственные санатории «Сары-Арка», «Арман», «Казахстан» и охранное подразделение АО «СОП Кузет». Предусматривалось к 2017 годусократить республиканскую собственность на 28%,коммунальную - на 10%, долю СПК на 60%, активы нацхолдингов на 36%.
В декабре 2015 года был принят новый план на 2016–2020 годы, согласно которому планировалось сократить квазигосударственный сектор на 15% и передать в конкурентную среду 5% коммунальной собственности. В рамках проекта предусматривалось приватизировать 65 крупных компаний АО «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро». При этом как минимум семь компаний должны были быть проданы в рамках IPO до 2020 года. Всего с 2014 по 2017 год в конкурентную среду был передан 601 объект на сумму 251 млрд тенге.
В декабре 2020 года правительство принимает постановление «О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы», утвердившее Комплексный план приватизации на 2021 - 2025годы. Планировалось передать в конкурентную среду 736 организаций, стоимость активов составляла 5 трлн тенге, что позволит сократить присутствие государства в экономике до 14%. Однако позже в план был внесен ряд изменений, и сегодня он, по данным Комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов республики, включает 638 объектов республиканской, коммунальной собственности и квазигосударственного сектора.
В 2023 году в рамках IPO была проведена реализация акций KEGOC (5,6% от размещенных акций на сумму 22,6 млрд тенге) и авиакомпании«Эйр Астана», в результате которого она привлекла 120 млн долларов. Но сроки выхода на IPO других крупных объектов откладываются. Так, АО«QazaqGaz» было в списке на 2023 год, но сроки перенесли на 2025 год в связи с тем, что компания не успела подготовиться к IPO.
Отметим также, что апреле 2024 года Агентство по защите и развитию конкуренции создает Национальный офис по приватизации.
На 1 апреля 2025 года результаты были следующие:
393 объекта на сумму 918,7 млрд тенге проданы;
69 объектов направлены на реорганизацию/ликвидацию;
21 объект находился на торгах;
155 объектов – на предпродажной подготовке;
исполнение Комплексного плана составляло 72%.
Автор: Нуржан Баймулдин
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz