top of page
  • Фото автораShishkin_like

Перевозчик 2: кто зарабатывает на рынке общественного транспорта Астаны


В Астане, как и в Алматы, стоимость проезда в общественном транспорте увеличится на 20 тенге – с 1 августа она составит 110 тенге. При этом ежегодно растёт размер субсидий для столичных перевозчиков: по данным акимата Астаны, которые приводит «Казинформ», за три года им было выделено свыше 60 млрд тенге (в 2021 году – 17,8 млрд тенге; в 2022 году – 21,4 млрд тенге; в 2023 году – 23 млрд тенге). По словам акима города Жениса Касымбека, если бы не бюджетные деньги, каждая поездка обходилась бы горожанам в 400 тенге.


Однако, проанализировав эффективность работы общественного транспорта, депутаты маслихата Астаны пришли к выводу, что, во-первых, субсидии порой поступают с опозданием, из-за чего у автопарков накапливаются долги. Во-вторых, автопарки обновляют технику, покупая автобусы в лизинг, и денег им всё равно не хватает. В частности, они не могут рассчитаться за кредиты, которые в 2014 году брали у немецкого Commerzbank и ЕБРР (100 млн евро на покупку 358 автобусов и 65 млн евро на 210 автобусов, соответственно). В итоге долги погашают за счёт местного бюджета.  


К слову, займы тогда выдавались муниципальному ТОО «Астана LRT» (ныне City Transportation Systems), а перевозчики брали транспорт у него в лизинг. Можно сказать, что компания управляет всем хозяйством в сфере пассажирского транспорта столицы: через неё проходят субсидии, она отвечает за электронные карты, оказывает услуги диспетчеров и т.д.


В этом материале мы изучили компании, которые работают на рынке пассажирского транспорта Астаны, и обнаружили пять действующих автобусных парков и два, сменивших род деятельности. Большинство автопарков – частные, но крупнейший игрок – муниципальный автобусный парк № 1, который вот уже несколько лет фиксирует убытки, а его задолженность по договорам финансового лизинга на конец 2023 года составляла 62 млрд тенге.


АО «Автобусный парк №1»


Самый крупный автопарк, который обслуживает 38 городских маршрутов и все пригородные, курируя большую часть перевозок в столице. Кроме того, автобусы этого парка развозят гостей на крупных столичных мероприятиях, таких как ЭКСПО или Универсиада. Автопарк является историческим преемником советского предприятия, которое работало с начала 70-х годов. Учредитель – акимат города.

Налоги: 18 млрд тенге с 2015 года, из них в 2023 году 3,5 млрд тенге.


В штате компании, по данным отчёта за 2023 год, работает 1900 человек. Автопарк – активный участник госзакупок. Самый крупный клиент – АО «Астана Энергия», с которым заключено контрактов на 107 млн тенге.


Пассажирские перевозки – дело хлопотное, и государство давно мечтает отдать «в хорошие руки» все крупные муниципальные автопарки. Первый столичный автопарк с 2017 года выставляли на приватизацию и пытались передать в доверительное управление, но желающих не нашлось. Кстати, в 2019 году одним из условий потенциальному инвестору было погасить долги в размере 1,3 млрд тенге перед контрагентами и 7 млрд тенге перед ТОО «Астана LRT» (сейчас – ТОО «City Transportation Systems») по обязательствам финансового лизинга.


По данным отчётности на 31 декабря 2023 года, задолженность автопарка по договорам финансового лизинга составляла 62 млрд тенге.


Автопарк закончил 2023 год с убытком в 3 млрд тенге, годом ранее показатели были ещё хуже – убыток 9 млрд тенге. При этом продолжается обновление автопарка. Акимат регулярно покупает новые автобусы, поддерживая казахстанских производителей. В частности, у ТОО «СарыаркаАвтоПром» (входит в группу компаний «Аллюр» Андрея Лаврентьева) в 2023 году акимат купил 320 новых автобусов марки Youtong. Финансирование шло через фонд «Байтерек», стоимость проекта – 6,9 млрд тенгеInbusiness.kz подсчитывал, что один электробус обошёлся бюджету Астаны в 345 млн тенге.


В прошлом году уставный капитал автопарка дважды увеличивали за счет госбюджета – в апреле на 3,7 млрд тенге, в августе на 2,4 млрд тенге. Кроме того, в 2024 году автопарк уже получил свыше 500 лицензий на субсидирование убытков.


ТОО «Автобусный парк № 2»


Закрылся в 2020 году во время пандемии коронавируса из-за миллионных долгов. Главный бухгалтер автопарка рассказала в интервью, что главная причина закрытия – прекращение субсидирования компании со стороны столичного акимата. Автобусный парк обслуживал четыре городских социально значимых маршрута (4, 4А, 17, 44), на которых трудились 72 водителя. На момент закрытия долги по зарплате сотрудникам составляли 57 млн тенге. Еще 120 млн тенге составляла налоговая задолженность.


В 2021 году компанию переименовали в ТОО «Қозғалыс LTD». Вид деятельности также сменился на аренду недвижимости. На момент написания статьи у компании есть аресты на счета и долг в размере 1,7 млрд тенге. 


Учредителями автопарка с 2013 до 2019 года была группа предпринимателей – Мусса Тангиев, Сергей Ушаков, семья Хамхоевых. В 2019 году учредителем стал Муса Эгиев, а в 2021 году его сменил Вячеслав Шуст. 


ТОО «Автобусный парк №3 SK»


Учредитель – Игорь Войцицкий. У него есть ещё одно ТОО – «Автобусный парк №3 VТ», оказывающее транспортно-экспедиционные услуги. 

Налоги «Автобусного парка №3 SK» 3,4 млрд тенге с 2015 года, из них 814 млн тенге – в 2023 году. Налоги «Автобусного парка №3 VТ» – 918 млн тенге с 2015 года, из них 341 млн – в 2023 году.


Субсидии на пассажирские перевозки получает только ТОО «Автобусный парк №3 SK». Компания также является участником госзакупок. Основной клиент – АО «Астана Энергия», с которым было заключено 9 контрактов на сумму свыше 1 млрд тенге. ТОО «Автобусный парк №3 VТ» в госзакупках не участвует.


ТОО «Автобусный парк № 4 города Астаны» и «Аби Астана»


У автопарка три учредителя: Жанабай Сатжан – отец известной телеведущей и бизнесвуман Динары Сатжан, Насипбай Смагулов и Санат Смагулов. Налоги: 2,2 млрд тенге с 2015 года, из них 502 млн тенге – в 2023 году.  Автопарк практически не работает в секторе госзакупок. За всё время работы (с 2006 года) он заключил два госконтракта на сумму чуть более 300 тыс. тенге. 


Один из владельцев компании, Насипбай Смагулов, владеет автопарком в Темиртау и ещё одним столичным автопарком «Аби Астана». Компания занимается междугородними и международными перевозками, а с этого года начала обслуживать два городских маршрута – №29 и №29А. Налоги «Аби Астана» составляют свыше 1 млрд тенге с 2015 года, из них 396,9 млн – в 2023 году.


ТОО «Автобусный парк №5 BUS»


Учредители – Иван Захарчук и Олег Грабов. Грабов также является соучредителем мотоклуба «Байк Каста». Налоги автопарка – 404 млн тенге с 2015 года, из них 59,6 млн – в 2023 году. Компания получала в этом году субсидии для маршрутов №1 и №13, выданные сроком всего на месяц (январь 2024 года).  В мае автопарк сменил вид деятельности на аренду недвижимости.


Ещё в 2019 году учредители этой компании выступали за повышение тарифов и говорили, что испытывают трудности. «В мае 2019 года мы перевезли порядка 240 тыс. пассажиров на сумму 21,8 млн тенге, но получили от ТОО «Астана ЛРТ» 12 млн тенге. У нас арестованные счета, мы должны всем поставщикам. Другими словами, мы не получаем то, что зарабатываем, и работаем себе в убыток», – цитировал Inbusiness.kz директора ТОО «Автобусный парк № 5 BUS» Ивана Захарчука.


ТОО «Жорға МТ» (Автобусный парк №6)


Учредитель – Жомарт Құлмаған.

Налоги: 1,1 млрд тенге с 2015 года, из них 279,9 млрд тенге – в 2023 году. Об этом автопарке информации в открытых источниках немного. До 2018 года компания занималась грузоперевозками, а после вышла на рынок пассажирского транспорта.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page