Платные дороги Казахстана: кому и за что платим
- Shishkin_like
- 25 янв.
- 6 мин. чтения

В январе в Казахстане произошли два массовых дорожно-транспортных происшествия: одно на трассе Астана-Щучинск в Акмолинской области, где столкнулись 95 автомобилей, другое — на трассе Алматы-Усть-Каменогорск (с участием 18 транспортных средств). В результате первого за медицинской помощью обратились 21 человек, из них госпитализировали 11 пострадавших. Примечательно, что оба инцидента произошли на платных участках автодорог, что ставит под сомнение их безопасность и качество инфраструктуры.
На данный момент в стране функционируют две компании, обслуживающие платные дороги: НК «КазАвтоЖол» и иностранный консорциум, управляющий Большой алматинской кольцевой автодорогой (БАКАД). В этом материале мы решили подробнее изучить деятельность и финансовое состояние двух операторов платных дорог в Казахстане. Выяснилось, что «КазАвтоЖол» на содержание своего автодорожного хозяйства тратит больше денег, чем зарабатывает. К примеру, в 2022 году на содержание дорог республиканской сети компания получила из бюджета 33 млрд тенге (что составляет 80% от её потребностей), а в 2023-м собрала с водителей около 32 млрд тенге. Что касается оператора БАКАДа, то данные о его сборах являются конфиденциальной информацией, как и размер выплат, которые компания получает от государства. Однако по самым скромным подсчетам, автодорога может зарабатывать около 20,5 млн тенге в день или 7,5 млрд тенге в год.
АО НК «КазАвтоЖол»
Компания создана в 2013 году, а в 2015-м по указу президента Назарбаева стала единственным оператором платных дорог в стране. Впрочем, позже ситуация изменилась и ещё одним оператором стало государственное ТОО «Казахавтодор». После критики президента Токаева в 2022 году «КазАвтоЖол» и «Казахавтодор» объединили в единую дорожную компанию, которая отвечает за круглосуточное содержание республиканских автомобильных дорог.
Судя по всему, объединение двух компаний произошло в форме смены учредителя – в июне 2023 года «Казахавтодор» стал «дочкой» «КазАвтоЖола», а затем был переименован в ТОО «Кажсервис». Оно продолжает заниматься строительством, ремонтом и содержанием автодорог, а также организацией платного движения на них. Налоговые отчисления «Кажсервиса» год от года только растут и в 2024-м составили рекордные за все время 4 млрд тенге.
Налоговые отчисления самого «КазАвтоЖола» – 44,5 млрд тенге с 2015 года. Рекордные 13,3 млрд тенге пришлись на прошлый год. Основными источниками финансирования деятельности являются средства республиканского бюджета и негосударственные займы, а также сборы с платных участков автомобильных дорог.
У компании более 11 тыс. закупок на 1,6 трлн тенге, где она фигурирует как заказчик, и более 400 договоров на сумму 20 млрд тенге, которые она заключила как поставщик. Основным заказчиком «КазАвтоЖола» является Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта РК, на который приходится 19,7 млрд тенге. Тройка основных поставщиков — дочернее ТОО «Кажсервис» (243 млрд тенге), ТОО «Казахдорстрой», которое входит в орбиту BI Group, (78,7 млрд тенге) и ТОО «СП «Сине Мидас Строй» (65,3 млрд тенге).
Большое хозяйство «КазАвтоЖола»
На сегодняшний день в Казахстане действуют 17 платных участков автодорог протяженностью 3221 км. Из них 11 участков относятся к 1-й технической категории и имеют длину 2161 км, а 6 участков – к 2-й и 3-й техническим категориям, их длина 1060 км.
Первым платным участком в 2013 году стала автодорога «Астана–Щучинск. С января 2019 года на платной основе работают трассы «Астана–Темиртау», «Алматы–Хоргос» и «Алматы–Конаев». В ноябре 2021 года платный проезд ввели на трассах «Астана–Павлодар», «Тараз–Кайнар», «Шымкент–Кызылорда», «Шымкент–Тараз», «Шымкент–граница с Узбекистаном», «Конаев–Талдыкорган» и «Щучинск–Кокшетау». В 2023 году на платной основе начали функционировать еще шесть участков автодорог: «Павлодар–Калбатау», «Бейнеу–Акжигит», «Уральск–Самара», «Павлодар–Омск», «Кокшетау–Петропавловск» и «Уральск–Саратов».
С 26 января 2025 года автодорога «Кызылорда–Аральск» станет платной для автобусов и грузового автотранспорта, тарифы будут различаться в зависимости от типа транспортного средства и способа оплаты. Владельцы легковых автомобилей смогут пользоваться дорогой бесплатно, а для местных жителей предусмотрены месячные и годовые абонементы. По данным «КазАвтоЖола», к концу 2025 года доля платных дорог с финансовой самоокупаемостью должна составить около 45% от общей протяженности республиканской сети, что соответствует 11000 км.
Как писал Телеграм-канал «Свидетель.kz», в 2025 году НК «КазАвтоЖол» обновила тарифы на проезд по платным дорогам, и теперь они привязаны к минимальному расчетному показателю (МРП). Стоимость проезда зависит от типа транспортного средства и участка дороги. Например, на трассе «Астана–Щучинск» легковые автомобили платят 280 тенге за 211,5 км, а автобусы и грузовики – от 1370 до 7 110 тенге. На трассе «Алматы–Хоргос» легковые авто платят 420 тенге, грузовики – от 2050 до 10 060 тенге для грузовиков. На некоторых трассах, например, «Уральск–Саратов» и «Кокшетау–Петропавловск», плата взимается только с автобусов и грузовиков.
Как сообщал «КазАвтоЖол», в 2023 году сборы с 17 платных участков автодорог Казахстана составили около 31,9 млрд тенге. По данным нацкомпании, эти средства направлены на содержание и текущий ремонт дорог, а также на функционирование системы взимания платы протяженностью 3 221 километра. Годом ранее компания говорила, что на содержание дорог республиканской сети она получила из бюджета 33 млрд тенге и этих денег недостаточно – они покрывают лишь 80% от нормативной потребности. Выходит, что на содержание и ремонт дорог компания тратит едва ли не больше средств, чем зарабатывает.
Судебные разбирательства
Примечательно, что среди тысячи с лишним судебных дел, в которых участвовала компания, мы не обнаружили ни одного уголовного. Хотя в декабре прошлого года телеканал «Астана ТВ» сообщал, что «КазАвтоЖол» стал фигурантом уголовного дела по факту некачественного содержания трассы после аварии на автодороге «Астана-Темиртау», где погибло три человека.
Как правило, за плохое состояние дорог компания наказывается административными штрафами. К примеру, в Алматинской области в 2024 году за плохое состояние дорог были оштрафованы ответственные компании на общую сумму более 16 млн тенге. Среди них были алматинский филиал АО НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Кажсервис».
Также должностные лица «КазАвтоЖола» нередко оказываются замешаны в коррупционных преступлениях. В апреле 2024 года в Астане задержали экс-председателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскара Муратулы. Его подозревают в хищении бюджетных средств в особо крупном размере. По версии следствия, руководство компании незаконно заключило договор способом из одного источника, оказав необоснованное предпочтение подрядчику, и передало тому аванс в размере 200 млн тенге, который был использован не по назначению. В итоге Аскар Муратулы получил 8 лет тюрьмы, генподрядчик также осужден на 8 лет с конфискацией имущества и запретом занимать руководящие должности.
ТОО «БАКАД инвестиции и операции»
Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД) не входит в зону ответственности «КазАвтоЖола», этот проект является частью международного транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай». Представляет собой полукольцо, огибающее город с западной, северной и восточной сторон, и проходящее по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области вблизи 14 населённых пунктов.
БАКАД является ключевым проектом Евразийского банка развития (ЕАБР) в Казахстане, получившим награду «Транспортная сделка года» от PFI Awards в 2021 году. Проект, стоимостью 743 млн долларов США, включает кредит от ЕАБР на 135 млн долларов сроком на 16 лет и реализован синдикатом с участием других кредиторов — Евразийского банка развития (ЕБР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР, по некоторым данным кредит составил 225 млн долларов США) и Исламского банка развития (100 млн долларов США). Срок концессии — 20 лет.
Конкурс на строительство выиграл турецко-южнокорейский консорциум из четырех компаний «Алсим Аларко — Макийол — СК — Корея ЭкспрессВэй», который и будет эксплуатировать дорогу ещё 15,5 лет в рамках концессионного договора. Его участие составило 160 млн долларов США.
Строительство 66-километровой дороги началось в мае 2018 года и закончилось раньше запланированного срока — в 2023 году (вместо 2024 года), а её эксплуатация, включая сборы за проезд, должна обеспечить рентабельность к 2046-2047 годам. БАКАД ставит целью перераспределить транспортные потоки, улучшить экологическую ситуацию и создать более 1500 рабочих мест, однако проект сталкивается с критикой и спорами по поводу изъятия земель и воздействия на местные сообщества, о чем мы писали в материале «Международные банки развития Казахстана: что они делают в Казахстане».
Управляет БАКАДом ТОО «БАКАД инвестиции и операции». Налоговые отчисления компании с 2018 года – более 7 млрд тенге, из них 4 млрд тенге были выплачены в прошлом году. В госзакупках компания не участвует, как и связанные с ней ТОО «Barr Operation And Maintenance» и ТОО «Egis Infrastructure Management Kazakhstan». Учредитель ТОО «БАКАД инвестиции и операции» — зарегистрированная в Нидерландах BAKAD international B.V./БАКАД интернешнл Б.В.
Сколько зарабатывает БАКАД
Согласно приказу Министра промышленности и инфраструктурного развития РК, на 2025 год установлены тарифы за проезд по БАКАДу, которые привязаны к МРП. К примеру, для легковых транспортных средств в течение 1 часа действует тариф 275,24 тенге, ежемесячная абонентская плата – 1966 тенге, годовая – 19 660 тенге. Для грузовых транспортных средств минимальный тариф составляет 314,56 тенге, ежемесячная абонентская плата – 2359,2 тенге, годовая – 23 592 тенге.
В интервью газете «Время» в апреле 2024 года специалист по связям с общественностью ТОО «БАКАД инвестиции и операции» Екатерина Жирова сказала, что поступления от пользования автодорогой ожидались на уровне 5 млрд тенге в год, однако конкретные суммы сборов являются конфиденциальной информацией и могут быть раскрыты только с согласия концедента – Министерства транспорта РК. Все собранные средства автоматически поступают в республиканский бюджет, а компания дважды в год получает фиксированные выплаты из бюджета для возмещения инвестиционных затрат, которые будут перечисляться в течение 16 лет и не зависят от трафика. Размер этих выплат также является закрытой информацией.
Зато известна информация о задолженности водителей, проезжающих по автодороге. Так, по состоянию на август 2024 года они задолжали за проезд по БАКАДу более 3 млрд тенге (согласно данным Министерства транспорта РК). Основными неплательщиками являются владельцы легковых автомобилей, на их долю приходится 70% от суммы долга.
При этом осенью 2024 года сообщалось, что среднесуточная динамика движения на БАКАД увеличилась на 60%, достигнув 75 тыс. автомобилей в день, из которых 40% составляют транзитные грузы. Выходит, что по самым минимальным подсчетам ежедневно автодорога может зарабатывать около 20,5 млн тенге, а ежегодно – 7,5 млрд тенге.
Подписаться на @Shishkin_like