top of page

«Полосатый рейс»

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 5 авг. 2024 г.
  • 7 мин. чтения

Природоохранные инициативы в Казахстане

 

В сентябре этого года в Казахстан должны привезти двух тигров в рамках программы реинтродукции этих животных. Соответствующий меморандум подписало Министерство экологии и природных ресурсов РК и Всемирный фонд дикой природы (WWF International).  Как сообщает «Курсив», страной-донором станут Нидерланды, они отдадут хищников туранской породы на безвозмездной основе. Также издание отмечает, что «меморандум является продолжением сотрудничества, которое уже привело к значительным достижениям в восстановлении биоразнообразия и инфраструктуры Иле-Балхашского природного резервата».

 

На фоне этой новости мы решили вспомнить самые известные природоохранные инициативы в истории Казахстана – как они реализовывались и к чему в итоге привели. Некоторые из них до сих пор не принесли ожидаемого результата (речь идёт об увеличении популяции снежных барсов), другие обернулись неожиданными последствиями: удачные меры по восстановлению популяции сайги сменились разрешением на её изъятие из дикой природы и производством тушёнки из мяса этого уникального животного.  

 

Сайгаки: от защиты к «изъятию»

 

В своё время громким природоохранным проектом стало спасение сайгаков – древних антилоп, которых называют одним из брендов Казахстана. В начале 2000-х годов они находились на грани исчезновения – популяция насчитывала всего 21 тыс. особей. Для её восстановления был принят ряд мер, включая запрет на отстрел и ужесточение наказания за нападение на инспекторов «Охотзоопрома», которые противостоят браконьерам. В итоге в 2023 году численность сайгаков в Казахстане увеличилась до 1,9 млн особей, а в 2024 году, по мнению экспертов, может достигнуть 2,6 млн.

 

Не обошлось на этом пути и без человеческих жертв: народным героем стал инспектор «Охотзоопрома» Ерлан Нургалиев, который, защищая сайгаков, погиб в январе 2018 года от рук браконьеров. После гибели егеря весь мир облетело его фото с маленьким сайгачонком на руках.

 

В октябре прошлого года министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев сообщил, что сайгаков официально включили в перечень животных, подлежащих регулированию. По мнению министра, это необходимо для защиты урожая и сельхозугодий, так как только в 2023 году сайгаки нанесли фермерам ущерб на сумму 12 млрд тенге.

 

Как писал телеграм-канал «ФБРК», Минэкологии нанимало охотников для отстрела сайгаков в Западно-Казахстанской области, стоимость услуги в среднем составляла 4 тыс. тенге за голову убитой сайги. Биологическое обоснование «управления популяциями сайгаков» министерству представил Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир Хана. При этом случился своего рода конфуз: буквально через пару месяцев после разрешения на «изъятие» сайги голливудский актёр и зоозащитник Леонардо Ди Каприо написал у себя в Инстаграме пост, где поздравил Казахстан с успехами в восстановлении популяции этого животного.

 

По данным Минэкологии, которые приводит телеграм-канал «ФБРК», с 6 октября 2023 года из природной среды было «изъято» 43 503 особи сайгаков. По подсчётам ресурса, государство потратило на это, как минимум, 319 млн тенге. При этом Комитет ветеринарного надзора и контроля Минсельхоза РК сообщил изданию, что в период с 30 октября по 10 декабря 2023 года было отстрелено и доставлено на мясокомбинат ТОО «Торгай Ет» (г. Аркалык) 1132 туши сайгаков. Из них 734 туши были переданы на переработку на мясные консервы, а 398 – признаны непригодными и утилизированы. Из мяса сайгаков произвели порядка 11 243 штук мясных консервов для реализации на внутреннем рынке. Розничная цена за одну банку тушенки составила 1000 тенге.

 

Новость о том, что сайгу убивают, а мясо поставляют для переработки на мясокомбинаты, вызвала большой резонанс в обществе. В итоге в апреле этого года президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что «отменит решение и запретит изъятие популяции сайгаков, которые являются символами казахской степи».

 

По мнению аграрного эксперта Кирилла Павлова, больший ущерб сельскому хозяйству в западных регионах страны наносят не сайгаки, а опустынивание и деградация земель, из-за чего животные меняют ареал своего обитания. Специалисты «Охотзоопрома» говорят, что сайге не хватает мест водопоя, она ищет воду и на пути протаптывает поля. Чтобы решить эту проблему, нужно создавать для животных экосистему.

 

Изучив госзакупки «Охотзоопрома», мы подсчитали, что только за последние 5 лет на охрану и мониторинг сайгаков государство потратило около 7,6 млрд тенге:

2019 год – 1,7 млрд тенге;

2020 год – 845 млн тенге;

2021 год – 874 млн тенге;

2022 год – 1 млрд тенге;

2023 год – 3,3 млрд тенге;

2024 год – 1,8 млрд тенге.

 

Когда в Казахстане всё-таки появятся тигры?

 

Идею возвращения тигров в Казахстан активно муссируют около 14 лет. Правительство РК поддержало этот проект в 2010 году, но тигры в нашей дикой природе пока так и не появились. Сроки проекта часто менялись: сначала говорили, что это произойдёт в 2025 или 2026 году, затем специалисты высказывались, что на это потребуется не менее 35 лет.

 

Судя по последним новостям, тигры могут появиться в дикой природе Казахстана уже осенью этого года: двух животных в рамках программы реинтродукции должны привезти в сентябре. Соответствующий меморандум подписало Министерство экологии и природных ресурсов РК и Всемирный фонд дикой природы (WWF International).  Как сообщает «Курсив», страной-донором станут Нидерланды, они отдадут хищников туранской породы на безвозмездной основе. Также издание отмечает, что «меморандум является продолжением сотрудничества, которое уже привело к значительным достижениям в восстановлении биоразнообразия и инфраструктуры Иле-Балхашского природного резервата».

 

6 лет назад председатель управляющего совета QazaqGeography Канат Байгарин сообщил, что в 2018 году стартует проект по восстановлению популяции тигров, на который государство уже выделило 120 млн тенге. Всего на первые 10 лет работы потребуется около 50 млн долларов США.

Байгарин отмечал, что предполагается не только восстановить численность тигров (озвучивалось, что к 2025 году там появятся сотни хищников), но и экосистему вокруг Балхашского региона. Также представитель QazaqGeography сообщил, что программу финансируют банки, организации, меценаты и даже голливудский актер Леонардо Ди Каприо, хотя последнее, как писали наши коллеги из Factcheck.kz, не соответствует истине. Актёр лишь написал на своей странице в Инстаграме: «Вы слышали? Казахстан станет первой страной, которая вернёт диких тигров в Центральную Азию, где они вымирают почти полвека!», но финансирование не обещал.

 

В 2022 году о тиграх уже говорили в Министерстве экологии, которое совместно с WWF International заявило, что планирует завезти первых тигров в страну в течение ближайших пяти лет. Тогда сообщалось, что идёт процесс подготовки территории и к 2025 году работа будет завершена.

 

В 2022 году Олжабек Холов, главный эксперт Управления животного мира и охотничьего хозяйства Комитета лесного хозяйства и животного мира, сказал, что программа по возвращению тигра в Казахстан рассчитана примерно на 35 лет и включает в себя несколько этапов:

- подготовка мест обитания – длится 6 лет, ожидается, что экосистема будет способна поддерживать жизнеспособную популяцию тигра;

- выпуск зверя в природу – в 2022 году Россия и Казахстан подписали соглашение о реинтродукции тигра (первое поколение должно было состоять из амурских тигров, речь шла о трёх особях на безвозмездной основе);

- мониторинг успешности программы.

 

В 2023 году директор представительства WWF International в Казахстане Григорий Мазманянц говорил, что в Иле-Балхашском резервате ведётся активная работа по восстановлению экосистемы, охране территории и увеличению численности копытных. Построены кордоны, обеспечена связь и охрана. Также проводятся мероприятия по восстановлению пострадавших от пожаров и нехватки воды тугайных лесов, в том числе высадка 15 тыс. саженцев.

 

В феврале этого года появились новые сроки реализации проекта. Издание 24.kz процитировало вице-министра экологии и природных ресурсов РК Нуркена Шарбиева: «К 2026 году планируется привезти амурского тигра из России. Также рассматривается вариант из Европы. Всё бесплатно. Места и экосистема готовы. Учёные и зарубежные эксперты уже проводят все необходимые меры».

В частности, по словам Айман Омарбековой, эксперта по управлению животным миром программы развития ООН, в Иле-Балхашский резерват перевезено 60 куланов из нацпарка «Алтын-Эмель» и проведено проектирование по очистке канала «Кара Баканас».

 

Снежные барсы: борьба за выживание

 

Другим приоритетным направлением стала защита снежных барсов – редких хищников, обитающих в горах Казахстана. По данным Центрально-Азиатской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF), на долю нашей страны приходится 3% мировой популяции барсов, а больше всего этих животных обитает в горах Китая, Монголии и Индии.

 

Защитой снежного барса в стране занимаются ещё с начала 90-х годов. Как сообщал «Хабар», только за последние 5 лет на эти цели было потрачено 500 тыс. долларов США (средства глобальной экологической организации, программы развития ООН и независимых фондов), однако барс до сих пор находится под угрозой исчезновения. Бюро национальной статистики приводит данные, что за период с 2021 по 2022 год численность снежных барсов в Казахстане сократилась со 170 до 99 особей. В 2018 году популяция насчитывала 223 особи.

 

В конце 2023 года глава Минэкологии Ерлан Нысанбаев озвучил, что в стране обитает 140-180 барсов. «Ключевым решением в увеличении численности уникального животного в пределах нашей страны явилось сохранение экосистем обитания снежного барса», – сказал министр на пленарном заседании «Климатические действия по сохранению горных экосистем, ледников и знаковых видов (снежный барс)». По мнению Нысанбаева, барсу угрожает изменение климата, а также развитие экотуризма в особо охраняемых природных территориях, а вот проблема с браконьерством практически решена. Руководитель Центра мониторинга снежного барса Института зоологии Алексей Грачёв подтверждает, что факты браконьерства стали единичными, но они есть. По его словам,  в Казахстане ежегодно убивают от 3 до 5 снежных барсов, при этом штраф за убийство этого животного составляет более 7 млн тенге.

 

В Казахстане существует несколько частных фондов, которые занимаются проблемами снежного барса. Общественный фонд Snow Leopard Fund зарегистрирован в 2009 году в Усть-Каменогорске. Учредители – Олег Логинов и Дмитрий Савченко, налоги в размере 125 400 тенге организация платила лишь в 2020 году.

 

Другая организация, Международный частный фонд Snow Leopard Foundation, была зарегистрирована в 2018 году, учредитель – внук экс-президента РК Нурали Алиев. С момента основания фонд выплатил налогов на сумму 14,4 млн тенге. На сайте организации сообщалось, что в её планах – строительство центра «Разведения и адаптации снежного барса» на территории национального заповедника Иле-Алатау, который может занять площадь более 500 гектаров. Судя по всему, об этом же проекте в 2021 году писали в СМИ – говорилось, что в Казахстане планируют создать Международный центр реабилитации и сохранения барса на базе нацпарка «Иле-Алатау», ежегодные затраты – 2 млрд тенге. Однако после этого новостей об амбициозном проекте больше не появлялось.

 

Восстановление Северного Арала

 

Месяц назад Министерство водных ресурсов и ирригации сообщило об увеличении объёма воды в северном Аральском море. По данным министерства, с начала года туда поступило 1,1 млрд кубометров воды, и на сегодня её объем составляет 21,4 млрд кубометров.

 

Совместно со Всемирным банком ведомство разрабатывает вторую фазу проекта по сохранению северного Аральского моря. По словам специалиста по управлению водными ресурсами Всемирного банка Бахыта Арыстанова, которые приводит Kazinform, первая фаза была успешной – пропускная способность реки Сырдарьи была улучшена за счёт строительства ряда гидротехнических сооружений, уровень моря стабилизирован, а солёность воды снижена. По словам эксперта, сейчас в озере обитает более 20 различных видов рыб, большинство из которых – промысловые, в регионе возобновилось рыбное производство, также проект позитивно сказался на миграции и здоровье населения. 

 

Второй этап проекта включает строительство инфраструктуры, меры по развитию туризма, рыбного и сельского хозяйства, восстановлению лесов в регионе. Стоимость проекта ещё не известна, но предварительно обсуждалось, что банк профинансирует 85%, а Казахстан – 15%.


Подписаться на @Shishkin_like

 

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page