Сегодня мажилис одобрил в первом чтении законодательные поправки по вопросам противодействия коррупции, предусматривающие внесение изменений и дополнений в закон о противодействии коррупции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс и другие нормативные правовые акты. Некоторые из этих поправок депутаты назвали революционными, и не зря.
Конфликт интересов
Одна из наиболее важных норм – это конфликт интересов, которому в законе «О противодействии коррупции» будет посвящена отдельная глава.
Согласно законопроекту, конфликтом интересов является противоречие между личными интересами госслужащих, при котором их личные интересы приводят или могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей. Чиновникам будет запрещено участвовать в разработке или принятии решений, если имеется конфликт интересов, а также использовать своё служебное положение или преимущества ранее занимаемой должности для личной выгоды.
Выявлять личные интересы чиновников планируется заранее. При поступлении на должность или при переходе на другую должность они в течение 15 дней после назначения обязаны будут подавать в кадровую службу декларацию о личных интересах. За ее несвоевременное представление, а также за указание недостоверных данных предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Декларация должна будет содержать следующую информацию:
сведения о работающих в одном органе или организации близких родственниках;
сведения об осуществляемой педагогической, научной или иной творческой деятельности;
сведения об участии в предпринимательской деятельности за последний год;
сведения об участии в юридических лицах и международных организациях;
сведения об участии близких родственников в предпринимательской деятельности и юридических лицах.
Выявлять конфликт интересов будут путём мониторинга деклараций, проведения антикоррупционного мониторинга, анализа коррупционных рисков, а также по обращениям граждан. В случае, если сам чиновник поймет, что у него имеется конфликт интересов, он должен будет в течение трёх рабочих дней уведомить об этом свое руководство, которое в свою очередь направит информацию в антикоррупционную комплаенс-службу или кадровую службу. При наличии конфликта интересов принимаются такие меры, как отстранение госслужащего от исполнения обязанностей, изменение должностных обязанностей или перевод на другую должность. Кроме того, чиновник может заявить самоотвод.
За непринятие мер по урегулированию конфликта интересов должностные лица будут привлекаться к административной ответственности. Решения, принятые в условиях конфликта интересов, могут быть признаны недействительными.
Реестр коррупционеров
Еще одно значимое нововведение – это создание реестра коррупционеров, который будет размещен в открытом доступе на сайте Агентства по противодействию коррупции.
Он будет содержать данные о лицах, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, за исключением сотрудников специальных и правоохранительных органов, проходивших службу в особом порядке для выполнения специальных заданий.
Основанием для включения в реестр станет вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. А для того, чтобы исключить человека из реестра, понадобится вступивший в законную силу оправдательный приговор либо погашение судимости в установленном порядке.
Поправки в Уголовный кодекс
Законопроект предусматривает введение в Уголовный кодекс официального определения термина «взятка», а также уточнение понятий «должностное лицо иностранного государства» и «должностное лицо международной организации».
Также предполагается введение пожизненного запрета на занятие на занятие государственных и квазигосударственных должностей за совершение коррупционных преступлений.
Кроме того, предлагается дополнить Уголовный кодекса новыми статьями:
статья 247-1: незаконное предоставление вознаграждения;
статья 366-1: дача согласия на получение взятки, просьба или требование взятки;
статья 367-1: предложение или обещание взятки.
Интересно, что, по словам депутата Марат Башимова, некоторые его коллеги на заседаниях рабочей группы предложили отложить криминализацию предложения или обещания взятки.
- Вообще не должно быть в голове такого, чтобы кому-то предлагать взятки. А мы говорим: давайте отложим (эту норму – Ред.), подумаем. Все государства живут по этому принципу: нельзя предлагать взятки никогда и никому. А у нас рабочая группа отложила до следующего года. Я на рабочей группе выступал и говорил: надо криминализацию предложения или обещания взятки поддержать, привлекать к уголовной ответственности, штрафовать. Криминальное сознание доминирует везде. Меняется какое-нибудь должностное лицо, на его место приходит молодой и так же ворует. Почему? Да потому, что в головах у них сидит: хапнуть и убежать. Поэтому мы должны эту норму претворить в жизнь, без этого – никак! Нельзя предлагать взятки! – возмутился депутат.
В итоге было решено еще раз рассмотреть этот вопрос до второго чтения законопроекта в мажилисе.
Поправки в Кодексе об административных правонарушениях
Предусмотрено также внесение изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушения.
В частности, в статью 32, касающуюся сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. В новой редакции уточняется, что сотрудники, совершившие административные коррупционные правонарушения, будут привлекаться к ответственности не по дисциплинарным уставам, а в общем порядке. Эта поправки, по задумке авторов законопроекта, должна устранить лазейки, позволявшие избежать строгого наказания за коррупционные действия.
Кроме того, будет усилена административная ответственность госслужащих и приравненных к ним лиц за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность: штраф за это вырастет со 100 до 200 МРП.
Предусмотрено увеличение срока давности привлечения к ответственности
за коррупционные правонарушения: для физических лиц – с 1 года до 3 лет, для юридических лиц – с 3 до 5лет.
Законопроект также содержит новые подходы к расчёту административных штрафов для юридических лиц. Предлагается по аналогии с уголовным законодательством установить штрафы за коррупционные правонарушения в кратном отношении к сумме незаконного вознаграждения или стоимости имущественных выгод. К примеру, сегодня по статье 678 КоАП юрлица за предоставление вознаграждения чиновникам наказываются штрафом в размере 750 МРП. А новая редакция статьи предусматривает штраф в размере от 30- до 60-кратной суммы материального вознаграждения, предоставленного от имени или в интересах юридического лица.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz