Почему казахстанские дети так и не увидели мультфильмов, снятых за миллиард тенге?
- Ayel

- 6 окт.
- 2 мин. чтения

47 мультфильмов за 1,3 миллиарда бюджетных тенге сняла Киностудия «Казахфильм», однако ни один из них не добрался до кинотеатров. Об этом со ссылкой на данные Высшей аудиторской палаты (ВАП), пишет Tengrinews.kz.
Все мультфильмы были сняты студией с 2019 по 2024. Указываются траты по годам:
«2019 год — четыре проекта на 140 миллионов; 2022 год — 20 проектов на 552 миллиона; 2023 год — 10 проектов на 323 миллиона; 2024 год — 13 проектов на 357 миллионов».
Согласно проверке, в эфире были показаны лишь четыре мультфильма и все на гостелеканалах: El Arna, Хабар, Qazaqstan и Balapan. В документе ВАП указывается, что транслировались лишь «Менің атым Қозы» 1 серия, «Менің атым Қозы» 2 серия «Масалар», «Менің атым Қозы» 3 серия «Әженің аквариумын құтқару», «Батыл қояндар».
Остальные мультфильмы (всего 12 роликов) разместили на YouTube-канале Qazaq Animation, которым владеет «Казахфильм». На момент аудита у канала было всего 475 подписчиков (сейчас — 532).
Самое большое количество просмотров у мультика «Айбынды аула» – 44 000. А вот у остальных среднее количество всего 383 (от 53 до 975 просмотров).
Так у тизера мультфильма «Отан» – 236 просмотра и четыре лайка, у мультфильма «Үндеме» – 326 просмотров и 13 лайков.
По словам аудиторов, о показе работ аниматоров в кинотеатрах за пять лет договоров не появилось:
«Начиная с 2019 года процесс заключения договоров с медиасервисами/онлайн-кинотеатрами Megogo, Okko, Unico, Freedom Media, ИВИ, Youtube, Транстелеком, Qazaqsha 100%, Air Astana, Fly Arystan, Alacast (ID TV), Bee TV по трансляции произведённых анимационных фильмов донастоящего времени не завершён».
При этом в 2022 году на «Казахфильме» создали объединение «Казаханимация» задача которого «развивать казахстанские мультфильмы, чтобы они выходили в прокат внутри страны и могли конкурировать за рубежом». Цель — «к 2030 году довести долю казахстанских фильмов в кинотеатрах, включая мультфильмы, до 35 процентов».
Тем временем в ВАП уверяют:
«Министерством не проводится достаточная координация процессов в целях обеспечения конкурентоспособности произведенных отечественных фильмов и их популяризации».
В ответ на запрос Tengrinews в Минкульте сослались на мировую практику:
«Мол, мультфильму сначала нужно пройти фестивальный путь в 2–3 года, и в это время картины нельзя продавать, показывать их зрителям или выкладывать в Интернет.
Следом в министерстве объяснили, что «Казахфильм»рассылает телеканалам и медиаплощадкам общий каталог фильмов, а они уже решают, что показывать, а что — нет. В то же время для «популяризации» часть этих мультфильмов студия выложила на YouTube.«Киностудия ведёт постоянную работу с отечественными телеканалами и потоковыми платформами в целях продвижения анимационного контента», — пишет издание.
Также в ведомстве рассказали о подписанных договорах с «Хабар»/»Ел Арна», Qazaqstan TV, Balapan TV, Qonaev TV, Otau TV, Galam TV, Silk Way Cinema, Megogo, Unico Play, «Кинопоиск», «Транстелеком».
Журналисты подмечают: 7 из 12 перечисленных — государственные каналы.
Позже министерство прислало ещё один ответ из которого следует, все 47 мультфильмов «не подходят для кинопроката», потому что они короткометражные.
Скриншот видео с YouTube-канала Qazaq Animation
Читайте по теме:
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz




