top of page

Почему предприниматели беззащитны перед прокурорскими проверками?

Фото автора: Свидетель.kzСвидетель.kz



В связи с тем, что в этом году был отменён мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, встал вопрос о том, как будут проводиться данные операции. В частности, «Свидетель.KZ» выяснил, что проверки бизнеса госорганами регулируются Предпринимательским кодексом (ПК).


 


В главе 13  Кодекса детально и чётко прописаны:



  • порядок проведения государственного контроля и надзора;



  • порядок взаимодействия органов контроля и надзора;



  • права и обязанности предпринимателей при проведении проверок;



  • права и обязанности органов контроля и надзора.


 


Однако в статье 129 ПК (пункт 12 подпункт 1) сказано, что требования ПК не распространяются на проверки высшего надзора, который осуществляет прокуратура. Прокуроры руководствуются, в частности, Законом «О прокуратуре», и Приказом Генпрокурора от 17 января 2023 года № 32 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора», в которых многие вопросы проверок не оговорены, и предприниматели практически лишены возможности оспорить результаты прокурорских проверок, что создаёт предпосылки для возможного давления на бизнес со стороны прокуратуры.


 


Особенности прокурорской проверки



 В ПК и Законе «О прокуратуре» используется термин «предмет проверки» с описанием его значения. А в приложении к Приказу Генпрокурора сказано:



«В постановлении о проведении проверки указывается: ... предмет (тематика) проверки с указанием проверяемого периода».


При этом не объясняется, что значит термин «тематика». В результате прокуроры могут не указывать в своём акте конкретные нормы, на соблюдение которых и проводится данная проверка, ограничившись «проверкой законности деятельности субъекта». По сути, это даёт возможность прокурорам действовать по принципу «найти хоть что-нибудь», что нарушает права предпринимателей.


 


Если в ПК чётко оговорены пределы госрегулирования предпринимательства, то в Законе «О прокуратуре» есть статья «Пределы и формы высшего надзора», но в самой статье речь идёт только о формах, то есть пределы прокурорских проверок не установлены.


 


При проверке бизнеса госорганами иногда требуется привлечение сторонних специалистов (СЭС, МЧС, налоговой службы и так далее) и в ПК чётко регламентированы порядок взаимодействия и деятельности привлечённых. Однако, если специалистов привлекает прокуратура, то на них уже не распространяются нормы ПК, при этом в нормативно-правовых актах, которыми руководствуются прокуроры, порядок взаимодействия с привлечёнными специалистами не регламентируется.


 


Кроме того, если проверку проводит СЭС или МЧС, то обязательно используется такой инструмент, как «проверочный лист», который включает в себя перечень требований, предъявляемых государством к законной деятельности предпринимателя. Это снижает риски необоснованного давления госорганов на бизнес. Однако, если специалиста этих служб привлекает к проверке прокуратура, то проверочный лист не используется.


 


Статья 156 ПК даёт предпринимателям определённые гарантии защиты от недобросовестных проверяющих. В частности:



  • в статье приводится перечень грубых нарушений со стороны проверяющих, наличие которых может повлечь за собой недействительность всей проверки;



  • акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений по итогам проверки, признанных недействительными, не могут являться доказательством нарушения предпринимателями;



  • признание проверки недействительной является основанием для отмены акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений по результатам проверки;



  • рассмотрение жалобы предпринимателя осуществляется в течение 10 рабочих дней;



  • нарушение сроков рассмотрения жалобы на действия (бездействия) проверяющих разрешается в пользу предпринимателя и т.д.


 


При прокурорской проверке подобных гарантий у бизнеса нет. Предприниматели могут сначала попытаться обжаловать действия прокуроров в вышестоящей прокуратуре и только потом в суде. Но обжалование не приводит к признанию прокурорской проверки недействительной.


 


Важно знать


 


Основаниями для назначения прокурорской проверки являются:



  • поручения президента РК;



  • поручения Генпрокурора РК;



  • решения заместителей Генпрокурора, главных военного и транспортного прокуроров, прокуроров областей и городов республиканского значения и столицы, районных, городских, межрайонных, специализированных прокуроров, а также военных прокуроров регионов и гарнизонов, региональных транспортных прокуроров.



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

bottom of page