
В связи с тем, что в этом году был отменён мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, встал вопрос о том, как будут проводиться данные операции. В частности, «Свидетель.KZ» выяснил, что проверки бизнеса госорганами регулируются Предпринимательским кодексом (ПК).
В главе 13 Кодекса детально и чётко прописаны:
порядок проведения государственного контроля и надзора;
порядок взаимодействия органов контроля и надзора;
права и обязанности предпринимателей при проведении проверок;
права и обязанности органов контроля и надзора.
Однако в статье 129 ПК (пункт 12 подпункт 1) сказано, что требования ПК не распространяются на проверки высшего надзора, который осуществляет прокуратура. Прокуроры руководствуются, в частности, Законом «О прокуратуре», и Приказом Генпрокурора от 17 января 2023 года № 32 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора», в которых многие вопросы проверок не оговорены, и предприниматели практически лишены возможности оспорить результаты прокурорских проверок, что создаёт предпосылки для возможного давления на бизнес со стороны прокуратуры.
Особенности прокурорской проверки
В ПК и Законе «О прокуратуре» используется термин «предмет проверки» с описанием его значения. А в приложении к Приказу Генпрокурора сказано:
«В постановлении о проведении проверки указывается: ... предмет (тематика) проверки с указанием проверяемого периода».
При этом не объясняется, что значит термин «тематика». В результате прокуроры могут не указывать в своём акте конкретные нормы, на соблюдение которых и проводится данная проверка, ограничившись «проверкой законности деятельности субъекта». По сути, это даёт возможность прокурорам действовать по принципу «найти хоть что-нибудь», что нарушает права предпринимателей.
Если в ПК чётко оговорены пределы госрегулирования предпринимательства, то в Законе «О прокуратуре» есть статья «Пределы и формы высшего надзора», но в самой статье речь идёт только о формах, то есть пределы прокурорских проверок не установлены.
При проверке бизнеса госорганами иногда требуется привлечение сторонних специалистов (СЭС, МЧС, налоговой службы и так далее) и в ПК чётко регламентированы порядок взаимодействия и деятельности привлечённых. Однако, если специалистов привлекает прокуратура, то на них уже не распространяются нормы ПК, при этом в нормативно-правовых актах, которыми руководствуются прокуроры, порядок взаимодействия с привлечёнными специалистами не регламентируется.
Кроме того, если проверку проводит СЭС или МЧС, то обязательно используется такой инструмент, как «проверочный лист», который включает в себя перечень требований, предъявляемых государством к законной деятельности предпринимателя. Это снижает риски необоснованного давления госорганов на бизнес. Однако, если специалиста этих служб привлекает к проверке прокуратура, то проверочный лист не используется.
Статья 156 ПК даёт предпринимателям определённые гарантии защиты от недобросовестных проверяющих. В частности:
в статье приводится перечень грубых нарушений со стороны проверяющих, наличие которых может повлечь за собой недействительность всей проверки;
акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений по итогам проверки, признанных недействительными, не могут являться доказательством нарушения предпринимателями;
признание проверки недействительной является основанием для отмены акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений по результатам проверки;
рассмотрение жалобы предпринимателя осуществляется в течение 10 рабочих дней;
нарушение сроков рассмотрения жалобы на действия (бездействия) проверяющих разрешается в пользу предпринимателя и т.д.
При прокурорской проверке подобных гарантий у бизнеса нет. Предприниматели могут сначала попытаться обжаловать действия прокуроров в вышестоящей прокуратуре и только потом в суде. Но обжалование не приводит к признанию прокурорской проверки недействительной.
Важно знать
Основаниями для назначения прокурорской проверки являются:
поручения президента РК;
поручения Генпрокурора РК;
решения заместителей Генпрокурора, главных военного и транспортного прокуроров, прокуроров областей и городов республиканского значения и столицы, районных, городских, межрайонных, специализированных прокуроров, а также военных прокуроров регионов и гарнизонов, региональных транспортных прокуроров.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ