Кто из мировых глав государств попадал под уголовное преследование?
После того, как 4 марта окружной прокурор Манхэттена Элвин Брэгг переквалифицировал в уголовные все 34 пункта обвинения против бывшего американского президента Дональда Трампа, политический мир США и всей планеты находится в состоянии лихорадочного возбуждения.
Еще бы, ведь создан прецедент, что является немаловажным фактором в системе англосаксонского права. В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.
Но так ли важно уголовное дело против бывшего президента? Будет ли оно иметь далеко идущие последствия, или окажется «бурей в стакане воды? Разбирался наш автор Алькен Кенжебаев.
«Священная корова» американской демократии
Начнем с того, что президент США по совокупности своих полномочий, объему власти и отношению к нему общества является, без преувеличения, сакральной фигурой. Как правило, его деятельность в качестве главы государства овеяна ореолом непогрешимости. Ведь он олицетворяет собой престиж и мощь Соединенных Штатов – ведущей державы планеты. По крайней мере, так было до недавних пор.
Первый серьезный имиджевый удар по репутации института президентства был нанесен Биллом Клинтоном и знаменитым «синим платьем» его секретаря Моники Ливински. Формально процедура импичмента (ее инициирует Палата представителей, а утверждает Сенат) была применена против президента впервые, поскольку Ричард Никсон в 1974 году, после «Уотергейтского скандала» ушел в отставку до голосования в Сенате.
Против Дональда Трампа процедура была инициирована дважды по обвинениям в злоупотреблении должностными полномочиями (2019-2020 гг.) и в подстрекательстве к мятежу (2021 г.). Во всех трех случаях президенты были оправданы.
Процедура отстранения от власти главы государства присутствует в законодательстве большинства стран мира и регулярно применяется на практике.
Так, в Бразилии пострадали Фернанду Колор(1990-1992 гг.) и Дилма Роуссефф (2011-2016 гг.), в Перу - Альберто Фухимори (1990-2000 гг.), а в Европе единственным отрешенным от власти президентом остается литовец Роландас Паксас(2004 г.). В Российской Федерации процедура применялась три раза, во всех случаях против Бориса Ельцина.
По мнению юристов и аналитиков, Дональду Трампу не грозит реальный тюремный срок (по совокупности 34 обвинений могут дать 4 года).
Процессы по делам о подлоге финансовой документации долгоиграющие и длятся в среднем 3-4 года, что может быть даже на руку Трампу. Ведь сам факт предъявленных обвинений является несомненным плюсом, пиар-платформой на грядущих в 2024 году президентских выборах. Трамп может позиционировать себя как жертву политических преследований и человека,пострадавшего от системы.
Уголовные преследования глав государств в других странах
Своеобразным рекордсменом по количеству посаженных президентов стала Республика Корея(Южная Корея). Фактически, став во главе этого государства, человек почти гарантированно обрекает себя на уголовное преследование. Это касается как действующих, так и бывших президентов.
Единственным счастливым исключением в истории страны после провозглашения независимости в 1948 году стал Ким Ён Сам (1993-1998 гг.), который благополучно отработал свой срок и не сел. Правда, ему пришлось отсидеть тюремный срок до президентства, но зато он добился осуждения своих предшественников Чон Ду Хвана и Ро Де У, которых приговорили к смертной казни и 22 годам заключения соответственно.
Остальные обладатели «счастливого» местечка были смещены, убиты, покончили с собой или осуждены по уголовным и коррупционным преступлениям, в том числе и единственная женщина-президент Пак Кын Хе (2013-2016 гг.), которая была подвергнута импичменту и получила 24-летний срок.
Печальную участь корейских коллег разделили и несколько лидеров соседнего Тайваня. Бывшему президенту Тайваня Ли Дэнхуэю предъявили обвинения в хищении и отмывании средств. Ему вменялось присвоение мошенническим путем 7,79 млн долларов, хранившихся на счетах Национального бюро безопасности, а сменивший его Чэнь Шуйбянь был арестован по обвинению во взяточничестве и отмыванию денег и приговорен к 20 годам тюремного заключения (в 2015 выпущен досрочно).
В Европе уголовные дела возбуждались против Сильвио Берлускони (сексуальные связи с несовершеннолетними, подкуп свидетелей), впрочем, безуспешно, и Николя Саркози (финансовые махинации), который был приговорен к 3 годам лишения свободы (два условно).
Так и не дожил до оглашения приговора Гаагским трибуналом бывший лидер Сербии Слободан Милошевич. Обвиненный в преступлениях против мирного населения, он умер в своей камере от инфаркта миокарда (2006 г.).
Известные лидеры арабских государств, чьи позиции когда-то считались незыблемыми, а власть приближалась к абсолютной, скончались отнюдь не в окружении близких родственников в своей постели. Так, бывший президент Ирака Саддам Хуссейн был осужден специальным трибуналом и повешен в прямом эфире. Вместе с ним были приговорены к смертной казни несколько его сподвижников.
Если говорить о странах постсоветского пространства, то и здесь бывшие и действующие главы государств не раз оказывались под ударом. Дважды, в 2011 и 2014 годах, против бывшего президента Украины Леонида Кучмы Генпрокуратурой возбуждались уголовные дела – оба раза безуспешно.
Гораздо решительней действовали в соседнем с нами Кыргызстане. После двух последовательных «революций», в 2006 и 2010 годах, два действующих президента Аскар Акаев и Курманбек Бакиев ушли в отставку и бежали из страны. Против обоих были возбуждены уголовные дела, а Бакиев был даже заочно приговорен к 24 и 25 годам заключения (по двум разным эпизодам).
В настоящее время под домашним арестом находится бывший президент Молдавии Игорь Додон, который за период своего президентства (2016-2020 гг.) шесть раз отстранялся от власти Конституционным судом. Ему инкриминируют хищение 12 млн. долларов.
Гораздо более серьезные преступления вменяются бывшему президенту Грузии (2004-2013 гг.) и главе Одесской областной администрации Украины (2016-2017 гг.) Михаилу Саакашвили. Его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями, растрате бюджетных средств, разгоне мирной демонстрации в Тбилиси в 2007году и даже в организации причинения тяжкого вреда здоровью.
Это далеко не все главы государств, которые попадали под уголовное преследование, перечислять всех не имеет никакого смысла. Факт в том, что ни международное, ни национальное законодательство государств не могут защитить даже самого всемогущего президента от вероятного судебного разбирательства - при стечении определенных обстоятельств, конечно.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments