top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Прозрачность не для всех. Зачем нужны списки«иноагентов»?


20 сентября СМИ сообщили о обновленном списке «иноагентов», который опубликовал Комитет государственных доходов. Новость стали обсуждать так активно, что уже вечером того же дня министерству финансов пришлось опубликовать разъяснение о том, для чего нужен этот самый реестр лиц, финансируемых из иностранных источников.

 

Казахстан – не единственная страна, где практикуется ведение подобных списков. Они есть в США, Венгрии, Австралии, России и пр. При этом, если в других странах законы об иноагентах приняты с целью противодействия иностранному влиянию в политике, то у нас – для обеспечения прозрачности. Или, скорее, полупрозрачности.


Подробнее об этом - в материале нашего автора Мадины Алимхановой.

 

Отцы-основатели

 

«Отцами-основателями» законов об иноагентахстали США. И началось все вовсе не с «Акта о регистрации иностранных агентов» (FARA)1938 года, принятого с целью борьбы с пропагандисткой деятельностью нацистов. Задолго до него, в 1912 году в США был принят Закон о радио, который запрещал иностранцам владеть американскими радиостанциями. В 1927 году в США приняли новый Закон о радио, который уже разрешил 20-процентное иностранное участие.

 

У наиболее известного FARAбыло уже совсем другое содержание, особенно после поправок, принятых в 1966 году. Если раньше иностранными агентами считались только те, кто занимался пропагандой, то после принятия поправок ими стали считаться и лоббисты, продвигающие иностранные интересы.


Так, под действие закона попадают лица, которые действуют по приказу, просьбе, под руководством или контролем иностранных держав или в их интересах.

 

Причем касается это только тех, кто занимается политикой – т.е. пытается добиться изменений в законодательство США, внедрения государственных программ или назначения кого-либо на государственную должность в интересах иностранного государства. Они должны публично обнародовать свои доходы и расходы. Официально считается, что нужно это для того, чтобы члены правительства и простые граждане понимали, какое влияние в какой степени иностранные державы оказывают на их страну.

 

На сегодняшний день в США в качестве иностранных агентов зарегистрированы 1700 физических и юридических лиц.

 

Беларусь

 

Как такового отдельного закона об иноагентах в Беларуси нет, но с 2011 года законодательство страны жестко ограничивает деятельность НПО, получающих иностранное финансирование. Так, за получение общественными организациями зарубежных грантов и пожертвований «в нарушение белорусского законодательства» грозит уголовная ответственность.

 

А формулировка статьи Уголовного кодекса, касающейся государственной измены, теперь включает «оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь».

 

Россия

 

Закон об иноагентах был принят в России в 2012 году. Тогда это был не отдельный нормативно-правовой акт, а поправки в закон «О некоммерческих организациях». Они обязали НПО, получающие финансирование из-за рубежа, зарегистрироваться в министерстве юстиции как иноагенты и указывать этот свой статус во всех публикациях в СМИ.


Сейчас в список иноагентов входят, в том числе, правозащитные, экологические, культурные, медицинские и другие организации.

 

В 2017 году в российское законодательство ввели понятие СМИ – иноагента, которым считаетсялюбое иностранное СМИ, получающее зарубежное финансирование. Сейчас в списке уже 183 таких издания.

 

Еще год спустя иностранными агентами стали признавать уже и физических лиц, если они занимаются распространением материалов для неограниченного круга лиц и получают иностранное финансирование.

 

Украина

 

В Украине тоже был аналогичный закон. Это был один из 12 законов, принятых 16 января 2014 году и подписанных Виктором Януковичем. В народе они получили прозвище «Законы о диктатуре». Законы касались порядка проведения демонстраций, деятельности СМИ, клеветы, экстремистской деятельности, неповиновения правоохранительным органам и многого другого.

 

Также вводилось понятие иностранного агента – организации и граждане, получающие зарубежное финансирование и участвующие в политической жизни. При этом полученные средства облагались налогом на прибыль, иноагенты должны были быть зарегистрированы как таковые, а все свои публикации сопровождать текстом: «общественное объединение, исполняющее функции иностранного агента».

 

Однако большинство принятых законов были отменены Верховной Радой уже 28 января 2014 года.

 

Израиль

 

В Израиле к иноагентам отнесли НПО, которые больше половины своих средств получают из-за рубежа. Своих спонсоров они обязаны указывать в публикациях в СМИ и в официальных документах. Закон был принят в 2016 году.


Иноагентов в стране насчитали 27.

 

Венгрия

 

В 2017 году парламент Венгрии принял закон, согласно которому НПО, получающие из-за рубежа финансирование на сумму 24 тыс. евро в год и более, должны быть зарегистрированы как «организации, получающие иностранное финансирование». При этом они обязаны не только ежегодно отчитываться о своей деятельности, но и указывать, что получают иностранное финансирование во всех своих публикациях и на всех проводимых ими мероприятиях.

 

Из 56 тыс. работающих в стране НПО зарегистрировались только 152. Большинство новшество просто проигнорировали.

 

А уже в 2020 году Европейский суд постановил, что закон не соответствует принципам ЕС. Венгрии дали два месяца, чтобы внести изменения в законодательство. Власти Венгрии спорить не стали, закон отменили, но тут же приняли новый, который позволяет им контролировать и выборочно проверять НПО, у которых стоимость активов превышает сумму в 66 480 долларов США.

 

Австралия

 

Австралия решила начать контролировать иноагентов относительно недавно – в 2018 году, в связи с чем приняла соответствующий «Закон о программе прозрачности иностранного влияния». По своей сути он очень похож на FARA – иноагентами считаются те, чью деятельность в Австралии контролируют иностранные правительства. Цель закона тоже практически такая же, как в США – избежать лоббирования иностранных интересов в парламенте и СМИ.

 

Всего в австралийском реестре иноагентов 50 компаний и физических лиц.

 

Никарагуа

 

В конце 2020 года Национальная ассамблея Никарагуа приняла закон, согласно которому любая организация, получающая финансирование из-за рубежа, должна зарегистрироваться в МВД как иностранный агент и ежемесячно подробно отчитываться о своих расходах. Кроме того, физическим лицам, являющимся иноагентами, запрещается работать на государственной службе.

 

После принятия закона в стране закрылись 24 НПО, в том числе медицинских, которые критиковали применявшиеся в стране методы борьбы с пандемией коронавируса.

 

Грузия

 

Весной этого года закон об иноагентах пытались принять в Грузии. Официально он назывался закон «О прозрачности иностранного влияния». Разработчики законопроекта уверяли, что создан он по образу и подобию американского FARA, однако посол США в Грузии Келли Дегнан заявил, что у этих законов нет ничего общего, и грузинский законопроект скорее похож на российский закон об иноагентах.

 

Парламент отклонил законопроект во втором чтении. Из 112 депутатов только один проголосовал «за» и 35 – «против». Рассмотрение законопроекта длилось всего несколько минут.

 

А как у нас?

 

В Казахстане пока отдельного закона об иноагентах нет. Но по факту в Налоговый кодекс еще в 2018 году были внесены изменения, согласно которым граждане и организации, получившие деньги или имущество от иностранных государств, иностранцев, международных и иностранных организаций должны предоставлять отчет в органы госдоходов.

 

Как пояснили в министерстве финансов, «сведения предоставляются лицами, деятельность которых направлена на оказание юридической помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов и т.д. (п.п. 1, п. 1, ст.29 Налогового кодекса)».

 

Тем не менее, в числе 240 организаций и частных лиц, попавших в реестр, оказались 2 представительства зарубежных банков, 2 аудиторские компании, несколько юридических компаний, два десятка фармацевтических компаний, NAC Analytica – дочерняя организация Назарбаев университета, японский автопроизводитель Mitsubishi и другие.

 

Стоит отметить, что в опубликованном на сайте Комитета государственных доходов реестре указаны ИИН физических лиц. Вошедшие в список люди, а также правозащитники считают это нарушением закона о персональных данных.

 

По словам чиновников, реестр ведется и публикуется с целью повышения прозрачности и укрепления доверия к НПО.

 

Однако в Налоговом кодексе прямо указано, кому прозрачность повышать не обязательно. Список включает госучреждения, лиц, занимающих ответственные государственные должности, депутатов парламента и маслихатов, БВУ, страховые организации, аудиторов, оценщиков, ряд организаций образования, субъекты квазигосударственного сектора; деньги и (или) иное имущество, направленные на развитие национальных, технических и прикладных видов спорта, поддержку и стимулирование физической культуры и спорта; деньги и (или) иное имущество, получаемые в виде выручки по внешнеторговым контрактам и др.

 

Интересный момент, на который обратил внимание сотрудник Казахстанского международного бюро по права человека и соблюдению законности (тоже входит в реестр) Дмитрий Тихонов: в списке значится Республиканское объединение профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Казахстан». Между тем по закону «Об общественных объединениях» финансирование профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями не допускается.

 

Понятия нет, а иноагенты есть

 

В мае этого года министр финансов Ерулан Жамаубаев подчеркнул, что в Казахстане понятия «иноагент» нет:

 

- В том законодательстве, который у нас действует, не предусмотрено такого понятия, как «иноагент». Есть нормы, которые предусматривают, чтобы, знаете, отслеживать источник финансирования. Если кто-то получает из-за границы финансирование, пожалуйста, сдайте декларацию. Больше ничего не надо, - сказал он.

 

А директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис в свою очередь напомнил, что и в России изначально говорили нечто подобное:

 

- Да и в России ведь тоже история с появлением иноагентов поначалу не носила политической коннотации – шла речь о том, чтобы все НПО, по аналогии с так называемым законом FARA в США, честно сказали, что они получают иностранное финансирование за то, что чужую политику продвигают, - отмечал он.

 

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова обратила внимание на то, что прозрачность оказалась очень избирательной:

 

«…Если уж публиковать такой список, то почему наши государственные органы не сообщают, какие суммы они получают от международных фондов и организаций? А суммы там в разы больше тех, которые имеют НПО и физические лица. Разве прозрачность не должна быть одинаковой для всех?», - пишет она.

 

Президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділсөз» Карла Джаманкулова полагает, что сам по себе реестр не дает гражданам представления о том, откуда и на каких основаниях НПО получают гранты. Она, как и Окремова, считает, что список должен быть полным, то есть включать все государственные и квазигосударственные структуры, а  также отражать конкретный источник поступления средств.  

 

А политолога Данияра Ашимбаева (не «иноагента») все устраивает:

 

«…Если ты занимаешься политической и общественной деятельностью и получаешь иностранное финансирование, то будь добр указывай его. Какие бы благие цели не провозглашались, есть фактор реализации чужих интересов (тем более что гранты дают, как правило, лицам, разделяющим определённую идеологию. Может, и хорошую, но важную для внешних игроков)», - написал он.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

 

Похожие посты

Смотреть все

Сколько стоит мир построить?

Казахстанские миротворцы с марта текущего года в составе миссии «Силы ООН по наблюдению за разъединением на Голанских высотах» находятся на

Несчастливое кресло

В Акмолинской области злой рок преследует руководителей аппарата акимата Шортандинского района. Должностные лица становятся фигурантами суде

bottom of page