«Бюро по туризму Алматы», учредителем которого является акимат города, собирается потратить 331 млн тенге (около 600 тыс. долларов США) на путеводитель, рассказывающий иностранцам о Казахстане. Соответствующий лот опубликован на сайте госзакупок, его стоимость включает производство и PR-продвижение книги.
Победителя пока нет, но, судя по всему, техзадание составлялось под сотрудничество с французским издательством Assouline Publishing, которое специализируется на книгах большого формата с иллюстрациями. В технической спецификации сказано, что поставщиком должно быть международное издательство с опытом работы не менее 30 лет и магазинами в 20-ти странах мира. Да и сам документ с техспецификацией, приложенный к объявлению, так и называется «ТС_Assouline».
По условиям победитель тендера должен дважды – зимой и летом – привезти в Казахстан представителей международного издательства для съемки туристических локаций, включая памятники ЮНЕСКО. Размещать зарубежных гостей нужно в отеле классом не ниже 5-звезд и обеспечить их трёхразовым питанием.
Сам путеводитель должен быть выпущен тиражом 3 тыс. экземпляров, на английском языке. Предполагается, что это будет издание с твёрдой обложкой, золотым тиснением на ней, бумага – матовая, большая часть материалов приходится на фотопечать. Кроме того, путеводитель нужно будет прорекламировать, не менее чем в 10 странах – как в социальных сетях, так и в традиционных медиа.
Сколько Алматы потратил на привлечение туристов в 2024 году
Мы уже рассказывали о том, что в Казахстане к развитию туризма подходят своеобразно: вместо того, чтобы создавать инфраструктуру, государство тратит огромные деньги на имиджевые ролики, пресс-туры для блогеров, выставки и фестивали. Лидирует в этом отношении Алматы.
В этом году одно только Управление туризма города разыграло в рамках госзакупок более 4,5 млрд тенге, из них около 4 млрд тенге в том или ином качестве было направлено на «продвижение туристского продукта». Расскажем про некоторые из тендеров.
В этом году Управление заключило три контракта с ТОО «Бюро по туризму Алматы» на сумму 2,6 млрд тенге. Примерно по миллиарду выделено на то, чтобы рекламировать туристические места города и области внутри страны и на международном рынке (961 млн тенге и 1 млрд тенге). Еще 331,3 млн тенге выделено на имиджевые мероприятия.
424,8 млн тенге власти города выделили на мероприятия в посольствах, участие в международных туристских выставках и информационные туры для иностранцев. Поставщик – ТОО «Correct Solution».
Около 200 млн тенге от Управления туризма Алматы в рамках госзакупок получило ТОО «Bestar Travel». За эти деньги был организован Гастрономический туристский фестиваль, он проходил два дня в конце августа, на площади перед Дворцом Республики.
173 млн тенге стоили услуги по подготовке и публикации информационных материалов в казахстанских СМИ. Поставщик – креативное агентство «Twelve Creative».
306 млн тенге стоили услуги по размещению рекламы в интернете. Поставщик - рекламное агентство «Tau Innovative Solutions». Рекламу с предложением посетить Алматы показывали жителям Турции, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Китая и др.
135 млн тенге направили на поддержку MICE- мероприятий в Алматы. MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. Поставщик – компания-туроператор и организатор мероприятий QTrip. Они же делают единый реестр туробъектов за 67 млн тенге.
74 млн тенге стоят услуги по размещению нативной рекламы и информационных материалов на турплатформе Tripadvisor и еще 69 млн тенге – на турплатформе Expedia. Поставщик – компания Open Travel Advisory, специализирующаяся на аналитике в области туризма.
53 млн тенге стоит создание пяти видеороликов с озвучиванием и титрами на казахском, английском, арабском и китайских языках. 52 млн тенге запланировано на создание виртуальных 3D-туров на основе лазерного сканирования. Проекты реализует студия «VideoStyle».
Окупаются ли эти затраты
Как пишет телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука» со ссылкой на систему eQonaq, за полгода Казахстан посетили свыше 885 тыс. человек. При этом лидирующие места занимают приезжие из Узбекистана (282,8 тыс. человек) и России (221,7 тыс. человек). По данным того же eQonaq, действительно с туристическими целями в страну прибывает около 40% гостей.
По данным Almaty tourism bureau и Mastercard, большинство иностранных визитёров — это мужчины 26-35 лет, которые предпочитают культурные мероприятия и экотуризм. Они проводят в городе в среднем 5 дней, ежедневно тратят около 334 долларов, 42% из них останавливаются в отелях. Внутренние туристы — это молодые мужчины 18-25 лет, они выбирают хостелы, тратят 38 долларов в день и остаются на 2 дня. Эти данные вызывают вопросы, так как по статистике большинство, так называемых, «внутренних туристов» приезжают в гости к родственникам.
В целом об эффективности вложений в продвижение казахстанского туризма говорят много. К примеру, в прошлом году аудиторы проверяли нацкомпанию Kazakh Tourism и пришли к выводу о неэффективном использовании почти 1 млрд тенге. Часть этих денег потратили на роуд-шоу (зарубежные поездки с презентациями для возможных инвесторов) и продвижение страны в соцсетях Китая. Аудиторы посчитали эти мероприятия неэффективными, а также указали, что стратегические ориентиры по туризму в целом существенно переоценены, а целевыми рынками определены страны, вероятность прибытия туристов из большинства которых маловероятна (страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Индия, Китай, Иран).
При этом государство всячески подчеркивает награды и звания, которые страна получает в области туризма. Так, в 2024 году Казахстан был назван «Ведущим направлением для индийских путешественников» по версии India Today, Алматы вошел в топ-52 лучших туристических направлений по версии The New York Times, а горный курорт «Шымбулак» был включен в топ-5 горнолыжных локаций по версии Conde Nast Traveler Italia.
Подписаться на @Shishkin_like