Развитие Алматинского горного кластера: будет ли толк?
- Политпросвет.kz
- 11 февр.
- 4 мин. чтения
На прошлой неделе Комитет индустрии туризма опубликовал проект Комплексного плана развития туризма Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы, в рамках которого запланированы десятки инфраструктурных проектов, направленных на увеличение туристического потока, улучшение транспортной доступности и создание новых рекреационных зон. Затраты на его реализацию составят 655,9 млрд тенге, в том числе 322,1 млрд тенге из республиканского бюджета, 121,5 млрд тенге– из местного, а частные инвесторы вложат 212,4 млрд тенге.
Ключевые идеи проекта
Канатные дороги: пик Нурсултан (2,46 км, 27,5 млрд тенге), Сухой лог (1,6 км,
21,4 млрд тенге), Кимасар (5,4 км, 52,3 млрд тенге), Пионер – Oi Qaragai (1,6 км, 36,3 млрд тенге), Бутаковка-Пионер, (4,05 км, 42,4 млрд тенге), Бутаковка (2,64 км, 44,2 млрд тенге), Medeu Eco Park – Кок Жайляу (6,6 км, 46 млрд тенге), Есентай – Medeu Eco Park (6,6 км, 39,7 млрд тенге.
Гостиницы и глэмпинги: Medeu Park Hotel (140 номеров, 17 млрд тенге), гостиница «Харагун» в Кимасаре (18 номеров, 4 млрд тенге), бутик-отель (54 номера, 4,5 млрд тенге), Ski & Spa Resort (81 номер, коттеджи, 11,5 млрд тенге),
курорт Tuyk Su в Малоалматинском ущелье (3,8 млрд тенге), глэмпинги в Иле-Алатауском нацпарке (15 штук, 800 млн тенге), глэмпинги в Музтау (12 штук, 1,5 млрд тенге), глэмпинги на БАО (шатры, 3 млрд тенге).
Транспортная инфраструктура: капитальный ремонт дороги Алматы-Космостанция (с 8 по 34 км, 20,7 млрд тенге), парковки в ущельях (ГЭС-1, Казачка, Кокшокы, плотина (5 млрд тенге), запуск электрических шаттлов Алматы – Шымбулак, БАО, Казачка (2,7 млрд тенге).
🍽️ Рестораны и коммерческая инфраструктура: кафе и рестораны на пике Нурсултан и в Сухом логу, этно-ресторан в Музтау (1,5 млрд тенге), рестораны, пункты проката, школы обучения в Кимасаре, Бутаковке и т.д.
🏕️ Благоустройство и туристическая инфраструктура: создание кемпинг-зон с солнечными панелями (100 млн тенге), реконструкция термального источника «Алма-Арасан» (282 млн тенге), обустройство пешеходных маршрутов и лестниц (5,7 млрд тенге), развитие цифровых сервисов (Almaty City App, карты маршрутов, 430 млн тенге).
➡️ При этом в представленных документах отсутствуют результаты исследований, доказывающих необходимость расширения туристической инфраструктуры региона. Кроме того, не сказано ни слова о проведении экологических оценок, как того требует Экологический кодекс. За ответом мы обратились в министерство экологии и природных ресурсов, но, по их словам, проекты в ведомство пока не поступали.
Расчет на иностранцев?
Судя по всему, власти нацелены на привлечение туристов из других стран, так как не каждый казахстанец сможет позволить себе отдых в алматинских горах.
➡️ Стоимость проживания в Oi Qaragai начинается от 30-40 тыс. тенге за ночь в стандартных номерах и может достигать 150 тыс. тенге и выше за люксы и коттеджи. Развлечения (сноутюбинг, канатная дорога и другие активности) стоят от 600 тенге до нескольких тысяч тенге в зависимости от вида услуги.
➡️ А цены за проживание в гостиницах на курорте Шымбулак варьируются от 50 – 70 тыс. тенге за ночь в среднем классе до 150 – 200 тыс. тенге и выше за премиальные варианты. Канатная дорога обойдется в 1,5–5 тыс. тенге, а ски-пассы начинаются от 20 тыс. тенге за день.
Экология и безопасность
➡️ Согласно исследованию экологического общества «Зеленое спасение», в Иле-Алатауском национальной парке, где в основном планируется строительство объектов, «в долгосрочной перспективе возрастает риск селевой опасности, паводков и селевых потоков в результате глобального потепления». Во всем мире прогнозируется увеличение интенсивности осадков, силы ураганов и частоты экстремальных явлений (периодов аномально высоких температур воздуха, засух, а также уменьшение массы ледников). К примеру, учитывая, что с 1950 года ледники Тянь-Шаня потеряли 14–30% массы, глобальное потепление может усилить риски таяния, оползней и наводнений.
В последние годы, по данным экологов, география селевых потоков значительно изменилась – они возникают даже в районах, где ранее не наблюдались. На их активизацию влияют как природные процессы и климатические изменения, так и деятельность человека, особенно вырубка лесов без последующего восстановления. Например, в 2013 году в Сарысае произошел так называемый антропогенный дождевой сель, вызванный размывом перемещенного грунта на горнолыжном курорте Шымбулак. Таким образом, к проектам есть большие вопросы в плане безопасности туристов, а также строителей и работников гостиниц и других объектов.
➡️ В исследовании также сказано, что развитие горнолыжной инфраструктуры, гостиниц и дорог в нацпарке неизбежно повлияет на природные экосистемы. Основные риски:
🔸дефорестация и деградация почв: строительство трасс и гостиниц может привести к уничтожению лесных массивов, играющих ключевую роль в предотвращении эрозии и селевых процессов;
🔸нарушение природных ландшафтов: разрушение естественных экосистем при строительстве дорог и курортов может спровоцировать изменения гидрологического баланса, что усилит селевые потоки.
🔸загрязнение водных источников: туристическая активность увеличит нагрузку на водные ресурсы, что приведет к загрязнению рек и родников;
🔸рост бытовых отходов: интенсивное посещение туристических зон приведет к накоплению мусора, особенно пластиковых отходов, если не будут приняты строгие меры по утилизации.
➡️ План вызывает недоумение и с других точек зрения. Так, планируется строительство канатной дороги на пик Нурсултан высотой 4376 метров. Однако эксперт в области транспортного планирования и экологии Елена Ерзакович отмечает, что на такой высоте далеко не каждый человек без специальной подготовки сможет чувствовать себя комфортно. Канатные дороги обычно строят в местах массового туризма, но здесь из-за разреженного воздуха и нехватки кислорода многие могут столкнуться с проблемами самочувствия (горная болезнь). А массовый горный туризм развивается на высотах до 3000–3500 м.
➡️ Елена Ерзакович также отмечает, что в плане учтены далеко не все затраты.
- Отсутствует анализ затрат на содержание инфраструктуры (расходы на электроэнергию, воду, отопление, очистку и обслуживание канатных дорог за счет местных исполнительных органов. В результате эти затраты могут лечь на налогоплательщиков всей страны, - говорит Елена Ерзакович.
Автор Кристина Опёнкова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz