За последний год расходы казахстанцев на питание в кафе, столовых и ресторанах выросли почти на 49%, рассчитали аналитики Finprom.kz на основе данных официальной статистики. Больше всего денег на еду вне дома тратят жители Астаны – в среднем 145,3 тыс. тенге в год, меньше всего – в Шымкенте (36,3 тыс. тенге). Траты алматинцев (91 тыс. тенге) ощутимо ниже столичных, однако все же превышают общереспубликанский уровень (75 тыс. тенге).
По расчётам российского агентства INFOLine, оборот рынка общественного питания в Казахстане в 2023 году составил 2,4 млрд долларов США. Среди стран СНГ республика по этому показателю находится на втором месте после России, за год увеличив его на 25%. Наш редактор Маргарита Бочарова изучила главных бенефициаров этого впечатляющего роста и рассказывает, какими заведениями они владеют, насколько успешно ведут бизнес и как часто выходят к журналистам.
Аскар Байтасов
Основной бизнес-актив: сеть из 50 ресторанов под брендом «abr». Речь идёт о 19 разных концепциях – итальянская остерия Del Papa, кофейни Cafeteria и Julius, грузинский ресторан «Дареджани», стрит-фуд рестораны «Бродвей Бургер» и Coco, гонконгское бистро Luckee Yu, кафе «Афиша» и Aroma, японский стрит-фуд ресторан Ramen 77, изакая-бар Raw, пивной ресторан «Бочонок», итальянское бистро Bistro Blanca, ресторан центральноазиатской кухни Auyl, ресторан казахской кухни Tör, рестораны «Огонёк» и ŞYÑ 32, коктейльный бар Americano Bar, ресторан греческой кухни Spiros. Группа состоит из, как минимум, 20 юрлиц, зарегистрированных в Алматы, Астане, Актау и Атырау, – Байтасов числится совладельцем 14 из этих компаний.
Финансовое положение. В прошлом году два десятка связанных с «abr» компаний (за исключением трёх ИП и одного основанного в 2024 году ТОО) уплатила налогов почти на 1,1 млрд тенге. Судя по выплатам, наиболее коммерчески успешным проектом группы выступают рестораны Del Papa (их восемь по стране). На них пришлось около трети всех отчислений. Вместе с тем на сегодня, по данным КГД, семь компаний группы числятся должниками по налогам на общую сумму более 170 млн тенге. Крупнейший должник – Cafeteria (50,9 млн тенге).
Судебные разбирательства. На счету сети ресторанов немало процессов: заведения, например, время от времени судятся со своими поставщиками. А в 2021 году в суд на Del Papa подала компания-франчайзи, потребовавшая от проекта «abr» возврата первоначального (паушального) платежа в 16,8 млн тенге. Из-за карантина атырауские предприниматели не смогли открыть заведение в обозначенный договором срок, и суд даже после апелляции остался на их стороне.
Другие бизнес-активы. Байтасову принадлежат ещё две компании, на первый взгляд не имеющие отношения к деятельности ресторанов, – трастовое ТОО «Centaur Capital» и зарегистрированная в МФЦА частная холдинговая компания Baitas Capital Ltd. У каждой из них есть по «дочке». ТОО «ABR Tech» занимается разработкой программного обеспечения (104,8 млн тенге налогов за 2023 год), а частная компания ABR Ecosystem Kazakhstan Ltd. пока, судя по всему, не приступила к активной деятельности. Вероятно, в обоих случаях речь идёт о развитии приложения abr+ и цифровой экосистемы группы.
Публичность. 39-летний ресторатор активно ведёт свои аккаунты в Instagram и X (бывший Twitter), а также нередко даёт интервью. В одном из последних Байтасов, в частности, рассказал, что у него «хорошие отношения» с отцом супруги – Булатом Абиловым, несколько лет назад он пользовался финансированием от государства через «Даму», а при Бакытжане Сагинтаеве «непродуктивно» заседал в деловом совете Алматы. Кроме этого, бизнесмен озвучил свои планы – в ближайшие три-пять лет он намерен довести количество ресторанов в южной столице до 75 («уплотнение города»), а также «рано или поздно» заняться гостиничным бизнесом.
Юрий Негодюк
Основной бизнес-актив: сеть из 65+ ресторанов, включающая, как минимум, девять различных концепций. Это пивной ресторан «ПИНТА», ресторан азиатской кухни BAO Sushi & Noodles Bar, пицца-бар ТОМАТО, бары «The Банка Bar» и «Сухой Закон», ресторан европейской авторской кухни Ferma, гастропространства NY Hell’s Kitchen в Алматы и FOOD PARK в Астане, французская кафе-пекарня Paul (по франшизе). Кроме этого, бизнесмен обслуживает несколько столовых в частных школах – например, в британской Haileybury Almaty. География проектов Негодюка по Казахстану включает 15 городов. Нам не удалось подсчитать точное количество юрлиц, входящих в сеть, однако самому бизнесмену, его вероятной супруге и сыну принадлежат девять компаний.
Финансовое положение. Компании семьи ресторатора (без ИП) за минувший год уплатили налогов на 219 млн тенге. Налоговые отчисления всей сети ресторанов явно превышают эту сумму, потому что, например, 14 ресторанов «ПИНТА» в Казахстане работают по франшизе и официально не записаны на Негодюка. 18 пивных заведений в Алматы и Астане, напротив, принадлежат бизнесмену напрямую. Две связанные с ними компании, судя по налоговым отчислениям, являются самыми прибыльными активами в его портфеле – почти 60% от налоговых выплат за прошлый год. Долгов у бизнесмена нет, однако одна компания – ТОО «F.G. Company» – в 2023 году по какой-то причине перестала делать отчисления в органы госдоходов. Это кейтеринговый проект, занимающийся школьным питанием.
Судебные разбирательства. В 2016 году ТОО «Проект Пинта» подал в суд на шымкентского предпринимателя Талайбека Тазабекова. Команда Негодюка попыталась через суд понудить бизнесмена отказаться от использования в своей деятельности обозначения PintaPUB, однако судья встал на сторону Тазабекова. В результате сегодня в Шымкенте работает шесть заведений под брендом Pinta Group, не имеющих отношения к Негодюку.
Другие бизнес-активы. Судя по отсутствию в портфеле предпринимателя активов, не связанных с ресторанным бизнесом, другие сферы пока не представляют для него ощутимого интереса.
Публичность. 52-летний бизнесмен ведёт аккаунт в Instagram и нередко даёт комментарии журналистам, в том числе, деловых СМИ. Редакции Forbes.kz он, например, рассказал, что зафиксировал «значительное увеличение прибыли» в результате притока россиян после объявления мобилизации, намерен приобрести большой производственный цех площадью 1200-1500 кв. м, чтобы поставлять полуфабрикаты во все рестораны сети, а также пока не планирует выходить со своими проектами на международный рынок. Четыре его ресторана, к слову, пострадали в результате январских событий в Алматы, и государство полностью покрыло убытки ресторатора (как минимум, в случае с двумя заведениями).
Ерлан Айтбаев
Основной бизнес-актив: сеть из пяти алматинских заведений, объединённая под брендом Solo Group. В неё входят ресторан и винный бутик Nuala, два мясных ресторана Beefeater, два ресторана быстрого питания KetchUp и Cubanos. Кроме этого, группа включает 19 пивных заведений Chechil Pub, расположенных в 13 городах по республике (это число включает и открытые по франшизе рестораны). В реестрах мы обнаружили, как минимум, четыре юрлица, имеющих отношение к деятельности сети. Отметим, ни в одной из этих компаний Айтбаев не фигурировал и не фигурирует ни как учредитель, ни как руководитель. Однако компании связаны – сейчас или в прошлом – с неким Ерболом Смақом. Предполагаем, что Айтбаев выступает его партнёром: они вместе владеют ТОО «Food Union».
Финансовое положение. За прошлый год четыре компании, которые мы отнесли к сети Solo Group, уплатили налогов на 130,4 млн тенге. Больше 40% от этой суммы пришлось на ТОО «SG Restaurants». Эта компания, вероятнее всего, выступает головной для всех проектов – на нее, в частности, зарегистрированы такие торговые знаки, как Nuala, Beefeater, KetchUp, Cubanos Viva La Sandwich, Solo Group. Её же наименование значится на сайте Chechil Pub, где можно подать заявку на приобретение франшизы. Желающим, от которых требуется первоначальный взнос в размере 15 млн тенге, обещают рентабельность до 30%.
Судебные разбирательства. В 2022 году суд оштрафовал на 1,4 млн тенге и приостановил на месяц работу стритфуд-ресторана KetchUp. Это произошло в результате подтверждённого у шести клиентов заведения диагноза «сальмонеллез». В ходе апелляции добиться возобновления работы заведения до истечения месяца не удалось. В 2017 году один из алматинских Chechil Pub оштрафовали на 170 тыс. тенге за продажу алкоголя без сопроводительных накладных (все 11 бутылок конфисковали).
Другие бизнес-активы. Упомянутое выше ТОО «Food Union» официально занимается арендой и управлением недвижимостью. В прошлом году компания уплатила налогов на 3,6 млн тенге. Она выступает владельцем торгового знака Chick-a-beef, однако одноименный ресторан в столице сейчас не работает. Кроме этого, Айтбаев с 2015 года зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, оказывающий некие индивидуальные услуги (ИП «Yellow Team»). В открытых источниках никаких сведений о деятельности этой компании нет.
Публичность. 54-летний Айтбаев не стремится к какой-либо известности или узнаваемости. Поисковик путает его с тёзкой-директором шымкентского молодежного ресурсного центра, и единственным источником информации о рестораторе служит его прошлогоднее интервью для Forbes. В нём Ерлан Эрнистович рассказал, как начинал карьеру барменом (с 2010 года он входит в состав учредителей Казахстанской ассоциации барменов), впервые стал управляющим в коктейльном баре Cinzano Bar, а в 2017 году обратился к премиальному сегменту рынка. Айтбаев подчеркнул, что в своих заведениях делает ставку на вино, однако намеренно избегает наличия в своих ресторанах баров и сомелье.
Анатолий Побияхо
Основной бизнес-актив: сеть из 13 ресторанов под брендом Line Group. Она включает в себя восемь концепций: ресторан европейской кухни Line Brew, ресторан с акцентом на мясных блюдах Line Brew Reserve, городское кафе Wine Cafe and Shop, ресторан высокой итальянской кухни Villa Dei Fiori, ресторан испанской кухни Bestia, ресторан итальянской гастрономии Cantinetta Antinori, ресторан китайской и американской кухни Mix, ресторан паназиатской кухни Di Wang. Заведения открыты в Астане, Алматы и Караганде. Через реестры мы установили девять юрлиц, которые с большой вероятностью и составляют основу ресторанной группы – всеми Побияхо владеет лично и в некоторых случаях с партнёрами.
Среди учредителей ресторанных компаний Побияхо мы обнаружили его отца Василия Побияхо, ветерана МВД и полковника полиции, Марата Абыкаева, сына политика и многолетнего соратника Назарбаева Нуртая Абыкаева (партнёры по бизнесу в столице), и Александра Нефёдова, бизнесмена и сына первого акима Карагандинской области Петра Нефёдова (партнёры по бизнесу в Караганде).
Финансовое положение. За прошлый год компании бизнесмена, связанные с ресторанами, уплатили налогов почти на 1,6 млрд тенге. Примерно 35% этой суммы в органы госдоходов перевело ТОО «Азия-Лайн». Самый прибыльный актив, вероятнее всего, отвечает за работу в столице многофункционального комплекса The Veil, который включает в себя бутик-отель, СПА, пиццерию, винный бутик и три ресторана – Line Brew Reserve, Cantinetta Antinori и Di Wang. У шести компаний из девяти, по данным Adata.kz, есть незначительная задолженность по налогам (до 2 млн тенге в общей сложности).
Судебные разбирательства. Заведения ресторатора то и дело вынуждены выяснять отношения с жильцами домов, где располагаются. В 2016 году, например, алматинцы пожаловались на шум из Му Cafe (сейчас Wine Cafe and Shop), специалисты районного управления по защите прав потребителей выдали кафе предписание об устранении нарушений, однако оно не было выполнено в срок. В результате суд оштрафовал ресторан на 424,2 тыс. тенге и первоначально приостановил его работу на два месяца. В результате апелляции этот срок удалось сократить. А в 2023 году карагандинский Line Brew судился с жильцами из-за установки ими шлагбаума, который препятствовал сотрудникам в доступе к служебному входу со двора. Суд тогда встал на сторону возмущенных владельцев ресторана.
Другие бизнес-активы. Помимо развития сети ресторанов, Побияхо занимается производством и дистрибуцией алкогольных напитков, а также реализует себя как застройщик. В июле прошлого года в обзоре активов крупнейших пивоваров Казахстана мы рассказывали о его заводе Line Brew Bottlers. Кроме этого, через свою Казахстанскую пивную компанию бизнесмен импортирует в республику зарубежную алкогольную и безалкогольную продукцию. Девелоперский бизнес Побияхо включает комплексы Villa Boutiques & Restaurants и The Veil, а также бизнес-центр STAR в Алматы (второй такой на подходе, обещают на официальном сайте Line Group).
Публичность. Имя Анатолия Побияхо в публичном пространстве по-прежнему часто упоминается в связке с белорусской певицей Анжеликой Агурбаш, даже несмотря на то, что новость о разрыве помолвки между ними бурно обсуждалась почти десять лет назад. Как бизнесмен он нечасто появляется в СМИ: в прошлом году Forbes выпустил с ним интервью, оговорившись, что последний раз такой разговор с журналистами имел место в 2012 году. В разговоре Побияхо выразил мнение о том, что его присутствие в рейтингах богатейших или влиятельных бизнесменов страны не помогает, а скорее вредит его бизнесу, поэтому исключение из них в своё время стало его «личным желанием».