top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Салтанат Нукенова не могла получить такие травмы при падении - судмедэксперт


 

Тахир Халимназаров, проводивший судебно-медицинскую экспертизу тела Салтанат Нукеновой, в ходе сегодняшнего судебного заседания по делу экс-министра национальной экономики заявил, что ее травмы были несовместимы с жизнью. А потому, несмотря на версию Куандыка Бишимбаева, его жена не могла спать и храпеть. По мнению судмедэксперта, она была без сознания.

 

- В данном случае, я далек от мысли, что она спала с такой черепно-мозговой травмой. С такой травмой человек не спит, он лежит без сознания, - заявил Халимназаров.

 

Он также отметил, что «человек, будучи в сознании, такие травмы головы не получает». А значит, так сильно удариться при падении она не могла.

 

- Даже при случайном падении человек инстинктивно, рефлекторно защищает голову, если он в сознании. Да, бывает, спотыкается, падает с высоты, когда он не может защитить голову. Или, бывает, в овраг упал. Ну бывают случаи в практике. Но, на плоскости стоя, человек упасть головой и получить такие повреждения не может, - заверил эксперт.

 

Своими показаниями Тахир Халимназаров поставил под вопрос практически все показания Куандыка Бишимбаева об обстоятельствах смерти его жены. Так, эксперт выразил сомнение в том, что человек вообще может так много раз неудачно упасть.  

 

- Ну не бывает такого многократного падения, чтобы образовался вот этот комплекс повреждений. Это исключается. Человек, который в сознании, столько раз не падает. Да, случаи бывают, когда часть из них (повреждений – авт.) образуется, но они не от свободного падения, а при придании ускорения телу. Допустим, на практике бывает – за волосы взял, об стенку бьет, тогда да. Но это такие же повреждения, как от удара. А для падения есть характерные признаки, которые для эксперта не представляют особой трудности. Это было подчеркнуто при заключении первичной экспертизы, с которой мы соглашаемся, - сообщил он.

 

Защита Бишимбаева все же пыталась добиться от эксперта подтверждения, что Салтанат Нукенова могла получить эти черепно-мозговые травмы при падении, ударившись головой об унитаз. Но ответ эксперта им не понравился.

 

- Ну, чтобы оскольчатый перелом носа, чтобы он рассыпался, это надо человека об унитаз ударить. Поверьте, человек упасть в сознании и не помогать руками себе, нос разбить - ну это у нас не рассматривается даже, - заявил он.

 

Кроме того, Тахир Халимназаров сообщил, что на теле Нукеновой были признаки асфиксии, то есть удушения. Бишимбаев предположил, что он мог оставить эти следы, когда пытался прощупать пульс у Салтанат, чем вызвал недоумение у эксперта.

 

При исследовании тела эксперты обнаружили две овальные ссадины небольшого размера и кровоподтеки тех же форм, кровоизлияние в склерах глаз, подлегочной плевры, а также в толще мышцы за щитовидной железой.

 

- Это все в совокупности свидетельствует о факте сдавливания шеи. Это повреждения, характерные для механической асфиксии. У потерпевшей есть факт развития асфиксии. Это жидкая кровь, она описана при произведении экспертизы, кровоизлияние в склерах, подлегочной плевры, под оболочкой сердца эндокардом. Это все говорит о гипоксии организма в момент травмы, - сообщил Халимназаров и добавил, что если бы экспертиза не поставила причиной смерти черепно-мозговую травму, вполне возможно, что причиной смерти можно было бы указать удушение. Но категорично заявлять об этом он не стал, ведь причину смерти устанавливал не он.

 

Эксперт также сообщил, что Салтанат Нукенова не могла самостоятельно передвигаться после получения всех этих травм. Этим заявлением он снова вызвал недовольство защиты Бишимбаева, ведь это опровергает версию о том, что погибшая после получения травм несколько раз выходила на улицу. Чем, по их словам, и вызвала путаницу в сознании Бишимбаева, который не стал вызывать «скорую помощь», думая, что его жена над ним издевается.

 

- После просмотра видеоматериалов с камер наблюдения установлено, что потерпевшая у нас фактически самостоятельно передвигалась и прошла около одного километра. При получении таких травм могла ли она такой километр пройти туда-обратно по улице? – уточнила у свидетеля судья Айжан Кульбаева.

 

- От (получения – авт.) полного комплекса (травм – авт.) нет, конечно. Если только часть из них она получила «до». А при полном комплексе она будет без сознания лежать, - ответил эксперт.

 

Кроме того, он отметил, что шанс спасти Салтанат Нукенову даже при своевременном обращении к врачам был минимальным – слишком серьезные повреждения мозга.

 

- Бывают случаи, когда травма сопровождается только субдуральной гематомой, когда (кровь – авт.) сдавливает (мозг – авт.). При своевременном оказании медицинской помощи врачи делают трепанацию черепа, удаляют эту жидкость и останавливают кровотечение. Бывает, что спасают. Но в данном случае у нас более сложный комплекс кровоизлияния. В области мозжечка, ствола, субарахноидальное кровоизлияние, под мягкой мозговой оболочкой. Поэтому, с учетом мнения специалиста в области нейрохирургии, здесь, конечно, шанс очень маленький. Может какие-то шансы были, но скорее всего, это было маловероятно, - заверил он.

 

Эксперты обнаружили у Нукеновой смертельный объем субдуральной гематомы (сгустка крови) в 230 миллилитров, что считается смертельным. По оценкам врачей, объем гематомы будет носить признаки, угрожающие жизни, при объеме в 50-60 мл. А от 230 мл мозг сместился в другую сторону и его сдавило. Черепно-мозговая травма является прямой причиной смерти, что установлено обеими экспертизами.

 

Фото пресс-службы Верховного суда

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

留言


bottom of page