top of page
Фото автораShishkin_like

Сапожники без сапог

Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы не могут обеспечить страну авиатопливом – дефицит собираются покрывать за счет китайской нефтепродукции. Возникает парадоксальная ситуация: Казахстан отправляет сырую нефть в Китай, а затем ведет переговоры о покупке продуктов нефтепереработки.


Еще весной, во время визита Токаева в КНР, СМИ писали, что Казахстан в силах нарастить поставки своей нефти в Китай с 2 млн тонн до 20 млн тонн в год. Одновременно, сообщает LS Magazine, ведутся переговоры с китайской госкомпанией China National Aviation Fuel Group (CNAF) - крупнейшим поставщиком авиакеросина в Китае. Компания занимает 97% рынка Китая и готова восполнить дефицит топлива для самолетов на казахстанском рынке.


Кроме того, недавно Air Astana и PetroChina International Kazakhstan подписали Меморандум о партнерстве также по вопросам поставок авиакеросина. Речь идет о марке топлива Jet A-1, которое пока не производится в Казахстане.


Почему нефтяной Казахстан импортирует авиатопливо


Экс-министр индустрии и инфраструктурного развития, а сейчас министр транспорта РК Марат Карабаев говорил, что производственных мощностей казахстанских НПЗ недостаточно для насыщения рынка. Три казахстанских НПЗ производят примерно 600 тыс. тонн авиатоплива,а нужно около 900 тыс. тонн. Следовательно, 300 тыс. тонн авиационного керосина закупают за рубежом.


С Китаем ведутся переговоры о поставках Jet A-1 - топлива, соответствующего стандартам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Преимуществами Jet А-1 являются низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей.


Кроме Китая, Казахстан восполняет сезонный дефицит авиатоплива поставками из России, покупая топливо марок ТС-1 и РТ. «Потому что в Казахстане применяемый тип авиакеросина еще советский, ТС-1, и кроме Казахстана, единственная страна, которая производит этот тип авиакеросина – Российская Федерация», - объяснял глава компании Air Astana Питер Фостер в одном из интервью.


Кто контролирует внутренний рынок


Рынок бензина, дизельного топлива и авиакеросина в Казахстане на 80% контролируют две компании – ТОО «Petrosun» (56,8%) и АО «НК КазМунайГаз» (24%). Это данные из отчета АЗРК о состоянии конкуренции за 2022 год. Эти компании осуществляют переработку приобретенной сырой нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах.


Соучредителями ТОО «Petrosun» являются: 1. ТОО «КННК Интернационал в Казахстане» (учредитель - китайская нефтегазовая корпорация СNPC); 2. АО «Национальная компания «КазМунайГаз».

Акционерами АО НК «КазМунайГаз» являются Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» - 87,42%, Национальный банк Республики Казахстан - 9,58%, в свободном обращении на биржах KASE и AIX – 3%.


Как будут решать проблему


В мае этого года председатель правления «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев сообщил, что Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) увеличит производство авиакеросина до 1 млн тонн в год с текущих 313 тыс. тонн. Это произойдет после модернизации, которую планируется завершить к 2030 году.


Что касается топлива марки Jet A-1, то буквально на днях, в середине октября «КазМунайГаз», сообщил, что Атырауский и Шымкентский НПЗ и Павлодарский НХЗ «успешно прошли модернизацию» и готовы его выпускать. Однако, тут же предприятие сообщает, что «начать производство данной марки авиатоплива на сегодняшний день не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах».


Вместе с модернизацией заводов нужно проводить модернизацию аэропортов и аккредитовать по международным стандартам всю цепочку – от вывоза топлива с НПЗ до доставки к самолетам.

В СМИ упоминалось, что аэропорт Алматы, возможно, перейдет к использованию авиатоплива марки Jet A-1 во втором квартале 2024 года. Когда к этому стандарту будут адаптированы остальные аэропорты страны, неизвестно.


Подписаться на @Shishkin_like


bottom of page