Весной 2022 года стало известно, что платные парковки в Алматы, которые ранее находились под контролем олигарха Кайрата Боранбаева, возвращают государству. Впрочем, де-факто в коммунальную собственность они перешли только в июле 2023 года, а на бюджет города стали работать ещё через два месяца, когда было подключено программное обеспечение нового единого оператора – компании «Алматы паркинг».
Спустя год мы решили посмотреть, что происходит с платными парковками в Алматы и на какие суммы они пополняют городской бюджет. Оказалось, что с тех пор, как парковками управляет город (сейчас они находятся в ведении Управления городской мобильности), эта сфера не стала более прозрачной с точки зрения финансов.
Кстати, весной этого года аким Алматы Ерболат Досаев сказал, что зону платных парковок с почасовой оплатой планируют расширить на все районы, при этом количество парковочных мест увеличится до 30 тысяч. После этого акимат снова рассмотрит возможность сотрудничества с частными операторами.
Предыстория и бывшие бенефициары проекта
Десять лет назад экс-аким Алматы Ахметжан Есимов заявил о том, что в городе будут организованы платные парковки. Тогда он говорил, что «это не только и не столько вопрос пополнения городского бюджета, сколько вопрос наведения порядка». Впрочем, с деньгами тоже надо было разобраться: по данным мониторинга независимых экспертов, в начале 2010-х порядка 90% оборота от платных парковок не поступало в бюджет.
В 2016 году, когда акимом Алматы уже был Бауыржан Байбек, 70% в ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис», которое контролировало все платные парковки на улицах, стали принадлежать частному ТОО «RR2» (городские власти тогда сообщали, 70% участия в уставном капитале были переданы по итогам тендера за 130 млн тенге). Контроль над парковками, расположенными на рынках, получило ТОО «AlanParking», в учредителях которой также было ТОО «RR2». Обе компании стали позиционировать себя единым оператором платных парковок A-Parking.
С момента регистрации в октябре 2015 года учредителями ТОО «RR2» были две компании:
компания по управлению активами «Алмалы», которой по сей день владеет олигарх Кайрат Боранбаев;
ТОО «Almaty CPS» - руководителем и учредителем этой компании до июня 2019 года был Саламат Ахметов, который имеет прочные бизнес-связи с отцом и сестрой Бауыржана Байбека.
Это послужило основой для предположений об участии Байбека и его родных в проекте А-Parking. В ноябре 2018 года Департамент полиции Алматы задержал трёх активистов за расклеивание плакатов с информацией о связях акима с платными парковками. Акимат Алматы назвал эту информацию фейковой и заявил, что «за распространением в сети клеветнических сообщений стоят те, кто пытается помешать реализации политики по выводу из тени «серых» капиталов».
В мае 2019 года ТОО «Almaty CPS» вышло из состава учредителей RR2. По данным сервиса Аdata.kz, Саламат Ахметов уступил свою долю Кайрату Боранбаеву, а тот позднее своему брату – Мурату Боранбаеву. Сейчас конечными бенефициарами ТОО «RR2» числятся два брата Боранбаевых.
В июле 2022 года Мурат Боранбаев был объявлен в международный розыск по делу о парковках, Агентство по финансовому мониторингу называло его главным фигурантом и организатором преступления. По этому же делу были арестованы, а затем осуждены директор AlanParking Мухтар Базарбаев и директор «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» Марат Принбеков. Принбекова приговорили к 5 годам лишения свободы, а Базарбаева – к 6,5 годам, ущерб государству на сумму 436 млн тенге подсудимые возместили на этапе следствия. 70% в ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и 100% в ТОО «AlanParking» по решению суда передали в коммунальную собственность.
В целом за 6 лет контроля над парковками компания RR2 отдала в бюджет 618,7 млн тенге. По данным городского акимата, годовой оборот частных партнёров в среднем составлял 1,4 млрд тенге. В 2022-м налоги компании сократились на 88%. Мурат Боранбаев до сих пор находится в розыске.
Как сейчас обстоят дела с платными парковками
На данный момент единственным учредителем ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и ТОО «AlanParking» является Управление городской мобильности Алматы, по документам обе компании перешли в коммунальную собственность летом 2023 года. Как сообщалось в СМИ, весь доход от деятельности платных парковок с 25 апреля 2022 года направляется в бюджет города.
Судя по динамике налоговых выплат, которые предоставляет Adata.kz, пик отчислений в бюджет у ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» пришёлся на 2022 год – 336,4 млн тенге. Это в среднем в 3-4 раза больше, чем компания ежегодно отдавала, будучи подконтрольной Боранбаевым. В этом году ТОО выплатило налогов всего на 4 млн тенге. ТОО «AlanParking» делает отчисления в бюджет более стабильно: в 2022 году – 79,4 млн тенге, в 2023-м – 61,3 млн тенге, в 2024-м – 54,7 млн тенге.
Подробную информацию о «парковочных» финансах могла бы дать аудиторская отчётность, которую «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» как организация публичного интереса обязана публиковать на сайте депозитария. Однако компания перестала публиковать отчёты с 2017 года (то есть после того, как в состав учредителей через ТОО «RR2» вошли Кайрат Боранбаев и Саламат Ахметов). Сейчас на сайте депозитария нет ни одного отчёта этой компании.
Единый оператор «Алматы паркинг», созданный акиматом для управления парковками летом 2022 года, за три года выплатил в бюджет 131,6 млн тенге, из них почти 100 млн в этом году. Финансовая отчётность коммунального предприятия в публичном доступе также не публикуется. На сайте компании уточняется, что все денежные средства будут распределяться в районные акиматы на благоустройство по программе «Бюджет народного участия». Программа направлена на озеленение территорий, обустройство тротуаров, спортивных и детских площадок, строительство пандусов, создание, ремонт и освещение пешеходных зон, парков и скверов.
Оператором программы является «Центр развития г. Алматы», за пять лет он получил из городского бюджета 45,2 млрд тенге, из них рекордную сумму в этом году – 18,8 млрд тенге, однако, какую долю там занимают поступления от платных парковок – неизвестно.
Кроме того, Управление городской мобильности планирует ввести абонементы на платную парковку. Жители домов, расположенных рядом с парковочными зонами, смогут купить абонемент на парковку внутри зоны, освобождаясь от почасовой оплаты. 50% скидку могут получить владельцы мотоциклов и электромобилей. Абонементы будут доступны на 3, 6 или 12 месяцев и, возможно, появятся уже августе-сентябре этого года.
Подписаться на @Shishkin_like
Comments