top of page
Фото автораAyel

Сколько в Казахстане приёмных семей и как их проверяют


На прошлой неделе, аккурат ко Дню защиты детей, в СМИ появилась шокирующая новость о шымкентце, который издевался над шестью приёмными детьми: бил, кормил мясом кошек и собак (при обыске в сарае обнаружили привязанных животных), не разрешал мыться. Мужчину арестовали и возбудили уголовное дело.

Это не первая подобная новость. В начале февраля этого года в Улытауской области арестовали приёмную мать, которая превратила в рабов троих детей, взятых из детского дома в 2018 году.


«Проехав на ферму, члены комиссии ужаснулись от условий проживания детей. Они были в синяках, шрамах, исхудавшие, уставшие, голодные, с потухшими глазами, грязные, в лохмотьях. Опекун все эти годы издевалась над детьми, била, истязала, поработила и 5 лет получала пособие на детей. Старшая девочка окончила колледж, но практически не была на занятиях. Второй мальчик «учится» в колледже. Органы проверили учебные заведения, как выяснилось, им постоянно предоставлялись справки по болезни», – писал zakon.kz.


В комментариях под этими ужасающими новостями казахстанцы спрашивают: проверяются ли приёмные семьи?


Заместитель премьер-министра Серик Жумангарин в ответе на депутатский запрос, как сообщает informburo, рассказал, что органы опеки или попечительства в первом квартале 2024 года посетили и проверили 13 257 приёмных семей. В них воспитываются 17 660 детей-сирот.


«По итогам контроля условий проживания детей-сирот в приёмных семьях к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми привлекли четырёх приёмных воспитателей, в отношении 15 должностных лиц, допустивших нарушение прав детей, вынесли дисциплинарные взыскания, в том числе один – уволен».


Вместе с тем, по информации Ranking.kz, число желающих усыновить или стать опекуном заметно сократилось. За последние годы численность детей, которых усыновители и опекуны вернули в детдома, увеличилась на 64%. Около 5% усыновлённых и удочерённых детей в Казахстане повторно попадают в детские дома.


В 2017 году «отказников» было 109 человек. В 2021 году в госучреждения вернулись уже 179 несовершеннолетних.


Как отмечала в разговоре с Ayel руководительница Общественного фонда Центра социальных инклюзивных программ и мама семерых приёмных детей Салтанат Мурзалинова-Яковлева, сегодня в Казахстане тот, кто собирается усыновить или удочерить ребёнка, обязан проходить Школу приёмных родителей, но «сертификаты об окончании школы выдаются всем без разбора».

«Вне зависимости от фактической готовности кандидата воспитывать приёмного ребёнка, со всей его болью. Важно перестать выдавать сертификаты о прохождении ШПР любым слушателям и ввести экзамен, либо другую форму проверки.


Нередки случаи, когда кандидат в приёмные родители хоть и не состоял на учете, но явно имел психические отклонения. Это выяснялось в процессе прохождения ШПР, однако ведущие школы, по закону, не имели права отказать кандидату в выдаче сертификата. Сертификат же автоматически влечёт за собой право взять ребёнка».


Кроме того, как рассказала Салтанат, сейчас в Алматы существует лишь один центр, куда определяют подростков, по разным причинам оказавшимся без попечения родителей, или подростков, которые потенциально могут быть определены в детские дома или интернаты, – это Центр поддержки детей.


«Получается, что и детей с девиантным поведением, и детей, впервые изъятых из семей, и детей, которые не хотят более проживать со своими родителями (например, по причине употребления родителями алкоголя или наркотических веществ, а также насилия) – всех их определяют в одно учреждение, содержат в одних группах. Свидания в этом ЦПД возможны только по субботам. Дети не имеют права выходить из учреждения самостоятельно.


На мой взгляд, это аналог тюрьмы. Было бы круто способствовать созданию совсем иного центра. Такого, в который подростку можно было бы обратиться самостоятельно и находиться от 1 до 3 суток, пока будет приниматься решение о том, как именно ему можно помочь. Ведь у некоторых семей, при должной поддержке, есть шансы воссоединиться».


В Казахстане, согласно Кодексу «О браке (супружестве) и семье», ребёнок может быть передан в семью на усыновление, опеку (попечительство), патронатное воспитание или приёмную семью.


Усыновление (удочерение) – правовая форма передачи ребёнка на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению.


Патронат – форма воспитания, при которой дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (родителя), передаются на патронатное воспитание в семьи по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, и лицом, выразившим желание взять ребёнка (детей) на воспитание.


Опека – правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными.


Попечительство – правовая форма защиты прав и интересов ребёнка (детей) в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.


Сегодня в республике 21 387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 17 660 (82%) воспитываются в семьях казахстанских граждан, 3727 детей – в 115 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функции органов опеки или попечительства осуществляет 421 специалист, из них 263 являются государственными и 158 – гражданскими служащими.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz


bottom of page