В отчете Всемирной федерации рекламодателей (WFA) говорится, что к 2025 году рекламодатели по всему миру будут тратить на цифровую рекламу около 500 млрд долларов в год. Из них, по разным оценкам, от 50 до 150 млрд долларов составят потери от мошеннической рекламы, что в WFA сравнивают с рынком незаконного оборота наркотиков. Ещё одна аналитическая компания Juniper Research считает, что в этом году рекламодатели 45-ти стран мира отдали мошенникам 84 млрд долларов, а к 2028 году эта цифра вырастет вдвое, до 172 млрд долларов.
Мы уже писали о необходимости обязательной маркировки всего платного контента – этот вопрос не затрагивается ни законопроектом «О медиа», ни законом «О рекламе». Почему-то о регулировании сферы медиа у нас принято рассуждать только с позиции возможности государства что-то запрещать. Но регулирование должно быть комплексным – чтобы были защищены и государственные интересы, и интересы общества, и интересы самих масс-медиа, и интересы рекламодателей.
Вопрос лежит далеко не только в плоскости морали. Не маркируемая реклама способна вводить в заблуждение и аудиторию (десятки тысяч обманутых вкладчиков «пирамид» могут показаться ещё «цветочками), и государство как в лице читателей-госслужащих (из медиа они могут получать искаженную информацию о проблемах, оплаченную заинтересованными сторонами), так и в лице налоговой.
А «липовые» рейтинги сайтов, тиражи газет, рейтинги телеканалов, подписчики в соцсетях – по большому счету легко тянут на мошенничество – поскольку рекламодатели платят за обещанную им аудиторию, а получают часто в несколько раз меньшие реальные охваты. То есть, будучи обмануты медийной площадкой, платят за товар/услугу в несколько раз больше реальной стоимости.
Наберите в поисковике «накрутить подписчиков», «скликать конкурентов» – и вы поймёте, что на обман рекламодателей работает огромный полулегальный рынок.
«Накрутки» — это крайне болезненная тема для маркетологов и владельцев бизнеса. К примеру, если рекламная кампания с бюджетом в 10 тыс. долларов привлечет 20% просмотров от ботов, финансовые потери составят 2 тыс. долларов. Многие крупные бренды уже понимают эти риски. К примеру, сервис такси Uber подавал в суд на рекламных подрядчиков за то, что те потратили миллионные бюджеты, манипулируя трафиком, и выиграл.
Рассказываем, как работает фрод и какие основные схемы используют мошенники при размещении диджитал-рекламы.
Покупка трафика
Даже известные ресурсы вынуждены покупать трафик, и это является широко распространенной практикой, считают в WFA. К примеру, на днях выяснилось, что Google в США привлекает трафик из стран, которые находятся под санкциями, в частности, из Ирана и России.
В Казахстане самый громкий скандал был в 2010 году, когда блогер Алишер Еликбаев «поймал» портал Nur.kz на привлечении нелегального трафика (хотя сам Nur.kz это так и не признал).
При этом сейчас многие порталы просто «закрывают» счётчики просмотров публикаций.
Мошеннические клики
В исследовании WFA говорится, что «40% кликов по мобильной рекламе, по сути, бесполезны, потому что совершаются ботами».
Одно из первых громких разоблачений мошеннических кликов было связано с иском компании Facebook к разработчикам двух приложений LionMobi и JediMobi. Они имитировали клики по рекламным объявлениям, создавая впечатление, что это делают сами пользователи.
Кстати, один из самых известных в мире бот-нетов под названием «3VE» создали казахстанцы. Сергей Овсянников и Евгений Тимченко находятся в заключении в США. Их обвинили в фальсификации просмотров рекламы. Компании выплатили более 29 млн долларов за рекламу, которую на самом деле никогда не просматривали.
Накрутка просмотров
Для создания видимости ценности канала или сайта. И если вы все ещё думаете, что это несерьёзный бизнес, прочитайте статью Forbes о том, как хакеры зарабатывали по 5 млн долларов в день, накручивая 300 млн просмотров видео.
Ботофермы
Купить подписчиков, репосты, просмотры в Telegram предлагает огромное количество сервисов, как правило, российских или украинских. Качественные подписчики стоят примерно по 1 рублю (5 тенге). Некачественные подписчики «без гарантии» на порядок дешевле – 8-9 рублей за сотню (около 50 тенге).
Определить накрутку в Telegram помогает сервис TGStat, правда, с оговоркой, что сервисы по накрутке совершенствуют свои навыки и вычислять их становится всё сложнее.
В разделе «Статистика канала» можно проанализировать 12 показателей любого канала: от индекса цитирования до графика публикаций. Рекламодателям рекомендуется обращать внимание на рост количества подписчиков, привлечение подписчиков, вовлечённость подписчиков.
- Любой резкий взлёт числа подписчиков, как правило, сопровождается упоминаниями в других каналах. Если упоминаний нет, возможно, это боты.
- Аномальным считается, если подписчиков много, а вовлечённость низкая.
- Каналы с ботами часто объединены в разветвлённые сети – по 20-40 штук – и делают ссылки друг на друга.
«Качественные» фоловеры в Instagram (видимо те, которые не отпишутся на следующий же день) стоят 15-17 рублей за сотню (менее ста тенге). Подписчики в TikTok стоят около 130 рублей за сотню. Накрутка подписчиков и просмотров на YouTube стоит дороже – цена за тысячу просмотров может варьироваться от 400 до 800 рублей (от 2 до 4 тыс. тенге).
Проверить страницу в Instagram на накрутки помогают такие сервисы как TrendHERO, или Fakelikeinfo.ru, В частности, нужно обращать внимание на показатель «Engagement Rate» — это соотношение количества аудитории к активным действиям, совершенным ею.
Часть аналитики на YouTube можно посмотреть с помощью сервиса socialblade.com. Но в целом определить накрутку без доступа к аналитике канала довольно сложно. Если у ролика много просмотров, но нет комментариев или комментарии односложные, со странных однотипных аккаунтов – это повод присмотреться к каналу повнимательнее.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
Kommentarer