О чем рассказали госслужащие в анкетировании АДГС
Агентство по делам государственной службы (АДГС) недавно опубликовало Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан.
Из него следует, что типичный казахстанский чиновник – это 40-летняя женщина, не имеющая своего жилья, выплачивающая кредит, часто задерживающаяся на службе, периодически испытывающая стресс и подумывающая сменить место работы.
Но, несмотря на это, желающих поработать в госорганах, которых подобные трудности не пугают, в стране достаточно. И для того, чтобы исполнить свою мечту, у них есть все возможности.
Всех посчитали
По данным на 1 января 2024 года в Казахстане, согласно штатному расписанию, должно было насчитываться 90 583 госслужащих. По факту их было меньше – 83 009. То есть, примерно один из 242 казахстанцев трудится на госслужбе.
Основную часть составляют административные госслужащие – их у нас 82 278, и 731 человек – политические госслужащие. При этом по штату не хватает и тех, и других: административных должно быть больше на 6821 человека, а политических – на 22. Возможно, в этом и кроется одна из проблем, на которые жалуются сотрудники госорганов (но об этом позже).
Как оказалось, в госорганах страны не хватает юристов, экономистов, технических специалистов, специалистов в сфере сельского хозяйства, образования, здравоохранения, ветеринарии, гуманитарных наук и сферы услуг. При этом самые востребованные специалисты – это строители, архитекторы, электроэнергетики, теплоэнергетики, специалисты по землеустройству, лесному и водному хозяйству, кадастру, агрономы, работники сферы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, ветеринары и бухгалтеры.
Возраст и пол большого значения не имеют. Женщин на госслужбе даже чуть больше, чем мужчин – 55,7 процента. А сотрудников зрелого возраста не меньше, чем молодых: доля госслужащих младше 30 лет составляет 17 процентов, от 30 до 40 лет – 36,2 процента, от 40 до 50 лет – 25,4 процента, старше 50 лет – 21,4 процента. Получается, что типичный казахстанский госслужащий – это 40-летняя женщина.
О нехватке рабочих рук заявили и сами госслужащие. Когда АДГС провело анкетирование среди 32 711 сотрудников госучреждений, 73 процента ответили, что в их структурных подразделениях не хватает людей. Это подтверждается цифрами: в госорганах сейчас 7,5 тыс. вакансий, из них 1408 пустуют уже больше 3 месяцев.
Насильно мил не будешь
Вряд ли причина нехватки рабочих рук на госслужбе заключается в текучке кадров. Она там не такая большая - 4,9 процента или 4 385 человек. Больше всего сотрудников уволилось из министерств цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (14,3 процента) и просвещения (10,6 процента), меньше всего – из министерств иностранных дел (2 процента), здравоохранения (2,2 процента), юстиции (2,4 процента), а также из Агентства по делам государственной службы (2,3 процента) и из местных госорганов (в среднем 3,2 процента).
Как показало анкетирование, основными причинами (некоторые из респондентов назвали сразу несколько причин) ухода с госслужбы стали:
смена сферы деятельности (88,8 процента);
семейные обстоятельства (23,3 процента);
низкий уровень заработной платы (22,4 процента);
неудовлетворенность условиями труда (8,6 процента);
этика и взаимоотношения внутри госоргана (8,6 процента);
отсутствие возможности для развития (7,8 процента);
неэффективная организация процесса работы (5,2 процента).
Эффективность работы руководителей госорганов в АДГС тоже внимательно изучили. И пришли к выводу, что с таким качеством, как лидерство, все в порядке у 62,7 процента начальников, с анализом и принятием решений – у 80,7 процента, с управлением деятельностью – у 57,8 процента.
Около 20 процентов заместителей руководителей владели государственным языком на уровне ниже среднего.
19 процентов опрошенных служащих откровенно заявили, что у них слишком много начальников, и еще больше - 23,2 процента – сказали, что не удовлетворены своими отношениями с руководством.
Немудрено: несмотря на вполне сносные показатели управленческих качеств начальников, 30 процентов госслужащих считают, что обязанности среди сотрудников распределяются неравномерно, приходится выполнять чужую работу. Ну а что еще делать, если, по их словам, все равно нельзя уходить с работы раньше начальника? Так что 68 процентов сотрудников вынуждены задерживаться после работы или доделывать ее дома. При этом 72 процента не получают за переработки ни денег, ни отгулов.
А это верная дорога к стрессу, который 11,6 процента госслужащих испытывают очень часто, часто – 20,9 процента, иногда – 41 процент, редко – 16,9 процента. Никогда не испытывают стресса 9,5 процента госслужащих.
Почти половина (49,5 процента) опрошенных сотрудников госорганов сообщила, что их материальное положение по сравнению с прошлым годом ничуть не улучшилось, 15,8 процента сказали, что стало немного хуже, 7,9 процента – что стало намного хуже. Чуть лучше стали жить 21,7 процента. А намного лучше в материальном плане стали жить только 5,1 процента госслужащих.
А кредиты-то платить надо. Они есть у 90 процентов госслужащих – ипотека (у 20,9 процентов опрошенных), потребительские кредиты (41 процент), кредиты на технику, мебель и прочее (28,6 процента).
При этом 47 процентов сотрудников госорганов не имеют собственного жилья. Хотя чему тут удивляться, если еще в 2013 году Ахметжан Есимов, занимавший тогда должность акима Алматы, признался, что живет в доме своей жены, так как его собственная недвижимость находится в столице.
Более половины госслужащих (51 процент) подумывают о том, чтобы написать заявление об уходе. 22 процента хотели бы остаться на госслужбе, но в каком-нибудь другом госоргане или структурном подразделении, 10 процентов хотят уйти в частный сектор, 4,8 процента – в квазигосударственный, а 14,1 процента – заняться своим бизнесом. А ведь еще в 2021 году была идея разрешить чиновникам подрабатывать таксистами в свободное время, если их что-то не устраивает.
Свято место пусто не бывает
Несмотря на недовольство действующих чиновников, желающие занять их место всегда найдутся. Особенно после того, как в 2023 году упростили процедуру устройства на работу в ряде госорганов Акмолинской области и Шымкента.
Пройти конкурсный отбор (кроме собеседования) стало возможно в онлайн-режиме в любое время и из любой точки мира, чем и воспользовались 5815 претендентов на занятие 1246 вакантных должностей. Правда, прошли всего 652 человека.
Кроме того, с февраля 2024 года стало возможно назначать руководителей корпуса «Б» без конкурса, а рядовых сотрудников набирать среди выпускников вузов, обучавшихся по гранту и показавших высокую успеваемость – с показателями обучения не ниже 3,33 балла. Таким образом было трудоустроено уже 103 молодых специалиста.
А еще с марта 2023 года на госслужбу разрешили набирать «контрактников» - работников на конкретные проекты при условии их соответствия требованиям к госслужащим. На момент написания Нацдоклада набрали уже 9 человек на 6 разных проектов.
Что касается штатных чиновников, то после реорганизации государственных органов честно трудящихся там граждан стало больше на 530 человек (по сравнению с 2022 годом). Однако безосновательно раздувать или сокращать штат вряд ли кто-то сможет. Согласно указу президента от 3 января 2024 года, чтобы изменить штатную численность, правительство или Агентство по делам госслужбы должно дать соответствующее заключение, а потом это все нужно будет еще согласовать или с самим президентом, или с его администрацией.
Так что, несмотря на недовольство некоторых госслужащих и их желание сменить место работы, без чиновников мы не останемся.
Автор Мадина Алимханова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz