В книге казахстанского журналиста Аскара Джалдинова «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане» приводятся криминальные истории разных периодов нашей страны. В этот раз мы расскажем о кровавом ограблении инкассаторов, в результате которого погибли трое охранников.
Трагедия началась с того, что 20 июня 2006 года из города Шу трое инкассаторов – Виктор Баклагин, Ерлан Бекбергенов и Жумабек Ахметов – выехали на своей служебной машине «Нива» в Тараз. С офисом они в последний раз связывались, когда выезжали из шуского филиала банка, в 14:20. В Тараз должны были вернуться до 19:00, но так и не доехали. Мобильники были уже отключены. Поначалу служба безопасности пыталась собственными силами разыскать пропавшую машину с сотрудниками.
Но после тщетных попыток руководство банка вынуждено было обратиться за помощью в полицию.
Версии ограбления
Поначалу версией полиции и банка было то, что, возможно, инкассаторы решили сами сбежать с деньгами. Ведь первые сутки поисков не дали результатов, не было ни машины, ни одного трупа. Делали облёт всего маршрута на вертолёте. ДВД Жамбылской области даже объявил награду за обнаружение инкассаторов и спецавтомобиля в один миллион тенге. Лишь на третьи сутки спрятанную инкассаторскую машину заметил местный житель и сообщил полиции. Её спрятали в камышах в 800 метрах от трассы Алматы –Ташкент на 318 километре.
При осмотре обнаружили, что «Нива» наглухо закрыта, и за эти сутки тела охранников от жары стали быстро разлагаться. Вонь от трупов исходила в радиусе полкилометра от места обнаружения. На переднем пассажирском сиденье в полусогнутом состоянии было тело Бекбергенова, а Ахметов и Баклагинлежали на заднем сиденье. Все трупы были с огнестрельными ранениями.
По информации банкиров, бандиты унесли мешки с 32 миллионами тенге. Но что интересно, деньги принадлежали не АО «Валют-Транзит банк», а АО «Банк ТуранАлем». 22 миллиона везли из отделения в селе Кордай, а 10 с лишним миллионов тенге были взяты из отделения в городе Шу.
Оказалось, что валюттранзитовская инкассаторская служба оказывала услуги по перевозке денежных средств другим банкам. Только вот перевозчику пришлось сразу же отвечать перед своими клиентами и возмещать похищенную наличность.
Следствие вели жамбылские сыщики, которые первым делом стали выстраивать различные версии, в том числе считали, что разбой могли совершить залётные бандиты или «бородачи», как казахстанские, так и из соседнего Кыргызстана. Но наиболее вероятной считалась версия, что сделали это подельники кого-то из сотрудников банка, потому как налётчики точно знали маршрут и какую сумму везут. При отработке этого направления стали пробивать биографии всех работников жамбылских филиалов банков, в том числе инкассаторов.
И тут всплывает интересная биография погибшего охранника Жумабека Ахметова. Сыщики выяснили, что он в юности уже имел проблемы с законом и даже по оперативной сводке проходил в качестве члена молодежной группировки Маратёнка.
Марату Абдуали, он же Маратёнок в криминальном мире, на момент совершения ограбления было 28 лет. Да и другие члены банды были его ровесниками.
За плечами Абдуали и его подельников уже была масса преступлений в Таразе и области. С их группировкой считались более грозные банды региона – «Кировские» и «Крыкбаевские». Сам Маратёнок вырос на окраине областного центра, именуемой в народе «За линией».
С сентября 2000 года состоял на оперативном учёте ДВД Жамбылской области как лидер ОПГ «Абдуалинские».
Следы банды
Стали пробивать окружение Абдуали и самого Жумабека. Велась наружка, слушали телефоны бандитов, да вот только ничего это полицейским вначале не дало. Почему-то вдруг бандиты перестали прятаться, стали вести праведный образ жизни, даже правила дорожного движения не нарушали, ходили друг к другу в гости семьями. Так прошло полгода, и никакой зацепки у сыщиков не было.
Спустя некоторое время члены группировки заметили, что за ними ведётся пристальное наблюдение. После чего Марат Абдуали стал ездить и консультироваться у адвокатов.
Ну а когда операм надоело играть в кошки-мышки, стали выдёргивать на беседы членов банды.
Спустя несколько недель один из подельников дал весь расклад по преступлению. Это Нурбек Кенжебаев –одноклассник Маратёнка, в тот день он выполнял роль водителя на своей старенькой машине «Ниссан».
По его словам, он оказался невольным соучастником убийств и ограбления. В ночь с 19 на 20 июня ему позвонил Абдуали и попросил наутро выехать вместе с другом Мухтаром Конысбаевым за город, мол, дело одно есть. А делом этим оказалась слежка за инкассаторской машиной, которая рано утром выехала из Тараза в Кордай, оттуда в город Шу. И всё это время они были на хвосте спецмашины. По дороге ближе к Шу к ним присоединились на другом автомобиле Марат Абдуали и ещё один подельник – Бауржан Утебаев.
Преступление со смертельным концом
Бандиты на двух машинах ехали следом за инкассаторами. Как только спецмашина проехала полпути от Шу до Мерке, охранники остановились, включив аварийку. Уже во время следствия выяснится, что в нарушение всех правил и инструкций инкассаторы совершили роковую ошибку. Жумабек Ахметов уговорил их остановиться под угрозой того, что у него лопнет мочевой пузырь. Как только машина встала на обочине, Ахметов выстрелил сначала в затылок сидящего за рулём Виктора Баклагина, а потом тут же расстрелял своего напарника Ерлана Бекбергенова.
К этому моменту подъехали на двух машинах бандиты, которые выгрузили три мешка с деньгами в багажники своих машин. Маратёнок сел за руль инкассаторской «Нивы», Ахметов рядом с ним, остальные – в свои машины и поехали следом за ними. Бандиты развернулись и последовали обратно в Шу, через несколько километров «Нива» свернула на просёлочную дорогу и скрылась в камышах. Чуть позже подельники увидели своего главаря, идущего без Ахметова в сторону трассы. Маратёнок расстрелял своего друга, так как не стал следовать изначальному плану, по которому Ахметова должны были ранить.
В доме Марата бандиты переоделись, переложили деньги из инкассаторских мешков в сумки. Перчатки и одежду, в которой они были на деле, положили в один пакет и сожгли. Ближе к 10 вечера успели ещё загнать машины на автомойку. Абдуали уговорил подельников, что сможет надёжно спрятать все деньги. А также они договорились, что в первое время никто из них не пойдёт тратить свою долю поскольку это вызовет подозрения.
Судебный вердикт
После Кенжебаева заговорили и другие. В итоге на скамью подсудимых в 2007 году сели Марат Абдуали, Мухтар Конысбаев, Бауржан Утебаев, Нурбек Кенжебаев. Маратёнок был приговорён к 25 годам лишения свободы, Утебаев и Конысбаев за соучастие получили по 22 года строгого режима, а Кенжебаеву за раскаяние, активное участие в раскрытии и помощь следствию дали год общего режима.
Похищенные 32 миллиона тенге полицейские так и не нашли, даже обыски у родственников не дали результата. Если переводить по курсу, то тогда это было более 250 тысяч долларов США.
В декабре 2007 года Марат Абдуали и братья Крыкбаевы решили совершить побег из СИЗО. Для этого ими была подкуплена администрация следственного изолятора. Можно с уверенностью предположить, что деньги на побег в размере 200 тысяч долларов дал именно Маратёнок. Но это его не спасло, так как во время побега он упал с шестиметровой высоты, повредил позвоночник и внутренние органы, несколько часов мучился и умер в больнице.
(По материалам книги А. Джалдинова «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане»)
Фото: из книги «Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане»
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ