top of page
  • Фото автораAyel

Смотрительница Земли – богиня Жер-Су


Продолжаем серию «Образ женщины в казахской мифологии» рассказом о главном божестве срединного мира, своего рода премьер-министре в пантеоне богов – Жер-Су. В разных источниках это божество упоминается как в мужском, так и женском роде. Но мы, конечно, рассмотрим женский образ.


Богиня Жер-Су (также Йер-Су, тюрк, «земля-вода») покровительствует тюркам, а также, по указаниям Умай и Тенгри (верховные боги в тенгрианстве), наказывает провинившихся. У неё в подчинении 17 добрых божеств, которые управляют горами, реками, лесами, озёрами, покровительствуют душам людей и животных.


Два раза в год – весной и осенью – тюрки приносили жертвы Жер-Су и богам в её подчинении. В жертву старались приносить коней рыжей масти, просили плодородия на скот, урожай, здоровье, благополучие, защиту от несчастий.


Богиня представлялась как красивая женщина в теле, полнота символизировала достаток. Вместе с тем нередко она могла изображаться и как пожилая женщина-мать. Согласно легендам кипчаков, живёт Жер-Су там, где расположен пуп Земли (центр) и растет гигантская ель.


Между прочим, на вершине гор Тарбагатая часто встречаются наскальные рисунки с изображениями ели, вокруг которой водят хороводы.


Как отмечает доктор филологических наук Т.А. Голикова, в мифологической системе «Йер-Су» «jep» и «суу» существуют в качестве первичного целого. «В мифологии алтайцев, хакасов, киргизов это олицетворение земли и воды». В героическом эпосе алтайцев богиня относится к женским персонажам и имеет образ богини-матери. В одном из эпосов она ездит на чёрном козле с жёлтыми пятнами и является созидательницей души и покровительницей деторождения. Жер-Су дарит батыру пуговицу из раковины каури (душа девочки) или меч/стрелу (душу мальчика).


Помимо этого, поскольку богиня отождествляется с центром земли, она несёт в себе ещё и древний образ Родины. Самое святое, что есть у людей в понимании тюрков, – земля. Многие сказки и предания посвящены описанию любви героя к Родине. Поэтому традиция поклонения Жер-Су несёт древний и длительный характер. Например, в орхоно-енисейских надписях говорится:


«Да не погибнет народ тюркский», «Небо, Умай и Сер Суб даровали нам победу».


К слову, иногда Йер Суб рассматривают как совокупность божеств, от которых и произошла Жер-Су. Также в орхонских записях отмечается, что Йер-Суб находится в видимом срединном мире, а так как древние тюрки особенно почитали природу, в её честь они уважительно и бережно относились к окружающей среде и всегда благодарили за дары земли.


Автор: Алтыншаш Жырау


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Comments


bottom of page