
На носу Новый год, а знаете ли вы, что персонаж Снегурочки исчезал как минимум два раза перед тем, как окончательно стать неотъемлемой частью этого зимнего праздника?
Мужской образ покровителя зимы присутствует практически в любой мифологии. Где-то злой, где-то добрый. В том числе в тюркской Аяз Ата или Аяз Хан покровительствует людям, помогая им выжить зимой. По некоторым легендам, его послал Ай Ата (отец Луна), чтобы помочь людям выжить. Такого персонажа тяжело стереть из истории.
Женский персонаж – Снегурочка – тоже оставляет свой след в сказках стран, входивших в состав СССР. В том числе и у тюркских народов. Но у этой героини весьма нелёгкая судьба, ведь несколько раз Снегурочка чуть не была предана забвению.
В славянском фольклоре есть сказка о девочке из снега, которая ожила. Знаменитый фольклорист Александр Афанасьев обработал эту историю в 1869 году и добавил в «Поэтические воззрения славян на природу»: «Несказанная красавица, созданная из тающих на солнце снегов, оживлённая ветром и вскормленная росою, (– Снегурка)». В сказке старик и старуха лепят куклу из снега, и она оживает, а летом девушка идёт с подругами в лес и тает.
Позже в 1873 году известный драматург Александр Островский под влиянием сказок Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка», где героиня уже предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала бога солнца Ярилы. Его пьеса не пользуется особой популярностью, что создаёт риски для героини остаться где-то на задворках сказок.
Однако в 1882 году также известный композитор Николай Римский-Корсаков ставит оперу, которая обретает успех. И Снегурочка обретает славу, постепенно к концу XIX века становясь атрибутом Рождества. После революции и до 1935 года из-за политики неприятия религии рождественская атрибутика отходит на дальний план, а после переосмысливается как часть Нового года.
Снегурочка в качестве внучки Деда Мороза официально появилась в 1937 году на Ёлке в московском Доме Союзов. На ранних советских изображениях Снегурочка была маленькой девочкой, а уже позже «выросла» в красавицу-девушку. В военный период Снегурочка временно была забыта и снова стала одним из основных атрибутов в 1950-х годах благодаря Льву Кассилю и Сергею Михалкову, которые вписывали её в сценарии кремлёвских ёлок.
Девушка всегда описывается как беленькая, светловолосая и голубоглазая красавица. Чуть позже – в голубых одеяниях.
А что же тюркские сказки? Если Аяз Ата/Аяз Хан несомненно имеют отдельные корни и отдельную историю у народов Центральной Азии и Алтая, то по поводу Аяз Кыз, Кар Кыз, Акшакар, Гарпамык и т.д. ведутся споры – кто же на кого повлиял. В любом случае образ у казахской Акшакар очень яркий. Обычно она одета в меховой кафтан, а на голове – борик из белоснежного меха. Девушка развлекает детей и поёт народные песни, а также дарит конфеты и подарки. Эта представительница сказок наглядно показывает, как классно, что мифологии народов смешиваются и дополняют современную культуру новыми и яркими характерами.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz