top of page
Фото автораShishkin_like

«Союз нерушимый». Часть 3: Союз кинематографистов Казахстана


 

Мы продолжаем спецпроект, посвящённый обзору деятельности различных творческих и не очень союзов, доставшихся нам, по большей части, в наследство от СССР, но не торопящихся на свалку истории, — «Союз нерушимый». Ранее мы рассказывали о Союзах писателей и композиторов. Теперь на очереди, пожалуй, самое скандальное творческое объединение — Союз кинематографистов.

 

По идее, он должен налаживать связи внутри профессионального сообщества, вовлекая в свою орбиту талантливую молодежь, и в целом содействовать творчеству и развитию отечественного киноискусства. Также предполагается, что Дом кино в этой идеальной картине должен быть площадкой для обсуждения и творческого взаимодействия. В конце концов, там должны показывать кино.

 

Однако реальность довольно далека от этого: Союз кинематографистов до недавнего времени раздирали различные околотворческие коалиции без своих внятных концепций, а Дом кино и вовсе лет 20 служит яблоком раздора. Кстати, Союзу он уже давно полностью не принадлежит: 60% были проданы ещё до 2013 года.

 

Недавние новости, впрочем, вселяют надежду. В августе Союз, Национальная академия кинематографических искусств и наук, возглавляемая Рашидом Нугмановым и Лига кинематографистов (ей руководит Айдар Баталов) объединились в Альянс кинематографистов без образования юрлица и решили возродить кинопремию «Тулпар»По словам председателя Союза Адая Абельдинова, Альянс должен стать движущей силой развития казахского кино. Также в соглашении инициаторов идёт речь о защите коллективных интересов членов своих организаций. Буквально на днях они должны были собраться, чтобы обсудить предложение Министерства культуры и информации РК о создании рабочей группы по выработке концепции развития кинематографии Казахстана на 10 лет.

 

Финансы и история

 

Беглый взгляд на структуру налоговых отчислений Союза настораживает. С 2015 года организация уплатила в бюджет чуть более 19 млн тенге в виде налогов, из них 14,2 млн тенге в 2018 году, когда началось чуть ли не поколенческое (и, в том числе, судебное) противостояние между режиссёрами Ахатом Ибраевым и Ермеком Турсуновым. Напомним, что первый был практически смещен с должности руководителя Союза на внеочередном 15-м съезде. А второй как раз по его итогам заступил на эту должность. Инициатором съезда, как пиcал ресурс Time.kz, выступил  продюсер Канат Торебай (руководит ТОО «Турсунов фильм»). Здесь можно посмотреть его интервью нашему каналу о том, как воруют деньги в казахстанском кино и что с этим делать.

 

С 2021 года отчисления у Союза мизерные, а в 2024 году их не было вообще. Это заставляет задуматься, как функционирует творческое объединение кинематографистов, которое было образовано в 1963 году.

 

Предтечей Союза можно назвать Оргбюро Союза работников кинематографии, образованное Постановлением Совета Министров Казахской ССР в 1958 году.

Как пишут на сайте киностудии «Казахфильм», оргбюро в 1958–1963 годах не только пропагандировало достижения отечественного кинематографа, но и оказывало помощь в становлении творческой молодежи и создавало тем самым основу для организации творческого Союза кинематографистов Казахстана.

 

Учредительный съезд Союза состоялся в январе 1963 года. Тогда на учете состояло 87 кинематографистов, а в правлении было 17 человек. Первым секретарем новой организации был избран Шакен Айманов. На этом посту режиссёр пробыл вплоть до своей трагической гибели в 1970 году.

 

К 2018 году, когда состоялся тот самый скандальный съезд, в Союзе состояло 280 членов, из которых младше 49 лет было только 11 человек. При этом новое поколение кинодеятелей насчитывало около 300 человек — такими данными делилась с Vlast.kz киновед Гульнара Абикеева.

 

Сколько деятелей кино состоит в Союзе сейчас, и каковы членские взносы (по идее, именно благодаря таким отчислениям может существовать подобная некоммерческая организация), трудно определить на основе открытых данных. Никакой отчётности, да и, собственно, сайта, где можно было отчётность опубликовать, у Союза кинематографистов попросту нет (официальный ресурс kinoger.kz не работает). Предполагаем, что по аналогии с российским союзом кинематографистов членские взносы для пенсионеров много ниже, а 75+ их вовсе в СК РФ не платят. Отсутствие налоговых отчислений СК РК в 2024 году, возможно, указывает на отсутствие взносов.

 

Руководитель и учредители

 

Председатель Союза с апреля 2024 года — 37–летний режиссёр–аниматор Адай Абельдинов, (руководитель анимационной студии АО «Казахфильм» имени Ш.Айманова). В своё время Абельдинов становился лауреатом государственной молодежной премии «Дарын»,  государственной стипендии первого президента – елбасы за вклад в искусство, номинантом и призёром на многочисленных международных кинофестивалях. На «Кинопоиске» можно посмотреть три его анимационных картины. Brod.kz даёт информацию о пяти, снятых до 2019 года.

 

Учредителей 10, все они довольно известные казахстанские деятели кино. Среди них:  Магруза Асаубаева (работала или работает директором Дома кино), режиссёр, сценарист и публицист Асия Байгожина, кинорежиссёр, сценарист и актёр Лаврентий Сон, режиссёр, сценарист и продюсер Сламбек Тауекел, режиссёры Лейла  Аранышева, Болат Шарип, Жанабек Заурбеков и Ермек Турсунов.  Двоих из состава учредителей — Игоря Вовнянко и Тамары Смайловой – нет в живых. Отметим, что двое из упоминаемых выше соучредителей — Ермек Турсунов и Игорь Вовнянко в своё время занимали пост председателя Союза. Также какое-то время его главой (или анти–главой) был Сламбек Тауекел, — в тот период (2013 год) опять-таки наблюдалось противоборство внутри союза и поэтому, по документам, руководителем оставался Вовнянко.

 

Примечательно, что 63—летний Турсунов — самый молодой из соучредителей Союза. У него же есть своё коммерческое предприятие — ТОО «Турсунов фильм», которое, впрочем, с 2023 года не платит налоги (общие выплаты с 2015 по 2023 годы — 109 млн тенге). Госзакупки: почти 834 млн тенге. Крупнейший заказчик: НАО  «Государственный центр поддержки национального кино» (ГЦПНК), которое выделило Ермеку Турсунову на производство фильма «Выбор»  в общей сложности 500 млн тенге с 2019 по 2021 годы. Однако картина в прокат не вышла и, соответственно, сборов не имела. Этот факт заинтересовал прокуратуру Алматы. Установив факты неэффективного финансирования национальных фильмов, она привлекла к дисциплинарной ответственности заместителя председателя Комитета культуры Министерства культуры и информации РК и заместителя председателя Правления ГЦПНК (также в сообщении прокуратуры идёт речь о картине «Тырналар» Дамира Манабая (421 млн тенге).

 

Второй заказчик ТОО «Турсунов фильм» по сумме — киностудия «Казахфильм», которая примерно за 316 млн тенге в 2017 году заказала ему съемки картины «Хранитель» (в договорах указано рабочее название — «Киномеханик»). Сборы неизвестны. Годом ранее была ещё одна закупка, связанная с производством фильма, но какого — договор не конкретизирует, а его сумма — около 18 млн тенге.

 

Также Турсунов — учредитель, зарегистрированного два года назад ЧФ «Культурный фонд Ермека Турсунова» с пока что нулевыми налоговыми выплатами и ОФ «Общественно–гуманитарный фонд Ермека Турсунова», который уже бездействует (его соучредителем является Канат Торебай).

 

В бытность режиссёра председателем СК, у союза был госконтракт с Министерством туризма и спорта на проведение фестиваля «Созвездие Шакена» (2018 год, первоначальная сумма по договору — 83 млн тенге, в дальнейшем дополнительным соглашением выросла до 127,7 млн тенге). Турсунов также выступал в роли генерального директора мероприятия.

 

Страсти по Дому кино

 

В далёком 2003 году он уже, судя по всему, нуждался в ремонте. В тот период в Союз кинематографистов из Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ пришло 90 тыс. долларов США. Тогдашний председатель — режиссёр Амир Каракулов планировал направить их на ремонт, однако его коллега Сергей Азимов, возглавлявший «Казахфильм», по словам Каракулова, хотел потратить деньги «как-то по-другому». Об этом писала газета «Экспресс К». В интервью Каракулов объяснил, что это одна из причин конфликта, в результате которого он покинул свой пост.

 

Через 10 лет аналогичная ситуация произошла с Игорем Вовнянко, только он уходить с должности не стал. Тогда в ходе съезда в организации произошёл раскол. Вовнянко обвиняли в том, что он был избран на очередной срок не по уставу организации. Кроме того оппоненты утверждали, что при его правлении из «Дома кино выселено кино», и он «практически превращен в гей-клуб». Последнее утверждал Болат Шарип, на которого Союз подал в суд за клевету, оценив моральный ущерб в 100 тенге. В итоге суд в удовлетворении иска отказал. Примечательно, что Шарип в течение ряда лет был секретарем СК. Впоследствии режиссёр извинился за «неправильные слова в прошлом», — писало издание Time.kz.

 

Наконец, в 2018 году ремонт за счёт найденного арендатора стоил поста председателя молодому кинематографисту Ахату Ибраеву. По мнению инициаторов этого внеочередного съезда (по итогам которого Ибраев был смещен с должности), договор был составлен так, что впоследствии арендатор мог судиться с  кинодеятелями, а суд – отдать ему здание за вложенные деньги.

 

Часть здания была продана ещё при прошлом руководстве Союза, и там расположился ресторан. Ахат Ибраев взялся за то, чтобы привести в порядок ту часть здания, которая все-таки кинематографистам принадлежала – это фойе, зал и небольшие административные помещения, — об этом писала для Vlast.kz кинокритик Гульнара Абикеева.

 

Театральный обозреватель Ольга Малышева описывала один из эпизодов 15 съезда так: «Турсунов заявил: у него есть друзья-олигархи, которые пообещали купить Дом кино и отдать его союзу в случае, если режиссер займет кресло председателя. Так и сказал: купят под меня».  Кроме того, как пишет Малышева, Турсунов заявил, что «ему неинтересно руководить союзом. Ему интересно снимать кино и писать книги. А в союз он пришел решить вопрос с собственностью на Дом кино…». Также Турсунов заявил на съезде, что «Арыстан – мой друг» (речь шла о тогдашнем министре культуры Арыстанбеке Мухамедиулы, ныне отбывающем срок по делам, связанным с хищением и рейдерством).

 

В итоге большинство проголосовало за кандидатуру Турсунова. Он руководил Союзом с 2018 по апрель 2024 года. Кроме судебных разбирательств с бывшим председателем Союза Ахатом Ибраевым, он также инициировал антикоррупционное дело против тогдашнего председателя правления ГЦПНК Гульнары Сарсеновой. Как пишет Qazpolit.org, антикоррупционная служба начала расследование и в итоге завела уголовное дело на Сарсенову. Однако женщина «спорную» сумму вернула, и расследование было прекращено в связи с «деятельным раскаянием». Также ресурс напоминает, что Сарсенова указывала Турсунову на плагиат – речь шла о его фильме «Келин» (2008 год). Также вспоминается пикировка Турсунова с продюсером Баян Алагузовой: он критиковал её фильмы и обвинял в деградации целой нации.

 

Что касается статуса Дома кино, то за время председательства Ермека Турсунова его статус так и не изменился: судя по всему, им продолжают владеть два хозяина.

 

Кто владеет Домом кино

 

По информации Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН), у участка (0,1576 га)  с целевым назначением «для эксплуатации и обслуживания культурно-развлекательного центра «Дом кино», два правообладателя на основе постоянного землепользования: Союз кинематографистов и ТОО «Фирма Экран Ltd.», уплатившее с 2015 года около 6 млн тенге в виде налогов. ТОО было зарегистрировано в 1996 году, а занимается арендой и управлением собственной недвижимостью (до недавнего времени — прочими видами деятельности по организации отдыха и развлечений). Его местонахождение, по крайней мере, с 2007 года — Дом кино, в связи с чем можно предположить, что хозяин второй части здания остался прежним. Владелица ТОО — 67–летняя бизнес-леди Сулу Хабиева. Пара её других компаний занимается  разведочным бурением с целью поиска подземных вод и обслуживанием скважин, а также арендой грузовых автомобилей. Как ИП Хабиева управляет собственной недвижимостью.

 

Напомним, что Дом кино был построен в стиле модерн в 1975 году специально для размещения в нем Союза кинематографистов и должен был стать частью ансамбля городской площади, наряду с Домом офицеров. Однако этот большой проект не был реализован, — пишет Archode.

 

Суды

 

В 2018-2021 годах мультипликатор Салимгали Мырзашев в качестве истца судился с Союзом, настаивая на признании незаконным решения об избрании сопредседателями ОО «Союз кинематографистов Казахстана» Сламбека Тауекела и Ахата Ибраева на 14 съезде Союза кинематографистов в 2016 году и взыскании компенсации причиненного морального вреда. Напомним, что Тауекел и Ибраев, не получив необходимое количество голосов по отдельности, были избраны сопредседателями. Впоследствии Тауекел по собственной инициативе сложил с себя полномочия. Что до суда, то он действительно признал незаконным решение 14 съезда Союза кинематографистов об избрании сопредседателями Тауекела и Ибраева. В удовлетворении остальной части иска было отказано.

 

В судебной истории Союза есть несколько дел, соответчиком в которых стал Ахат Ибраев, а истцом — соответственно СК. Тяжба началась через некоторое время после его смещения. В 2020 году Ибраев даже написал открытое письмо президенту Токаеву и экс-президенту Назарбаеву с просьбой о поддержке. В письме режиссёр рассказывал о трёх инициированных Ермеком Турсуновым и его соратником Канатом Торебаем процессах в гражданском суде, и в целом о «травле».

 

Требования Союза касались признания недействительным договора с арендатором, который Ибраев заключил, будучи главой СК. По словам Каната Торебая, этот договор был кабальным, а арендатор не пускал кинематографистов в здание. Примечательно, что разбирательство из-за аренды дошло до коллегии по гражданским делам Верховного суда, который отправил дело на новое судебное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Алматинского городского суда. В итоге суды продлились несколько лет (по крайней мере, в реестре Adata.kz последние документы, связанные с делом об аренде, датируются 2021 годом).

 

В 2019 году суд постановил обязать арендатора — ТОО «Научно-методический центр организации культурно-массовых мероприятий» — освободить занимаемое нежилое помещение. Впоследствии апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.  Но на этом дело не закончилось. Насколько нам известно, в 2020-2021 году Союз судился с ТОО  «Научно-методический центр организации культурно-массовых мероприятий» и Ахатом Ибраевым о взыскании судебных расходов. Суд постановил взыскать с Союза в пользу ТОО 500 тыс. тенге.

 

Подписаться на @Shishkin_like

 

 

 

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page