На неделе Главная транспортная прокуратура сообщила о том, что в суд переданы дела о хищениях при строительстве Алматинского метро. У подсудимых арестованы три дорогостоящие квартиры, одно офисное помещение в Алматы, земельный участок в Алматинской области, люксовые автомашины, брендовые часы и ряд других активов.
Об именах подозреваемых можно только догадываться – неназванные должностные лица КГП «Метрополитен» и АО «Алматыметрокурылыс» «имели широкие управленческие функции при строительстве новой линии метрополитена». По версии следствия, в компаниях собрали фиктивные ценовые предложения и на их основе сформировали смету о покупке оборудования, завысив цены в 10 раз. Деньги обналичивались через лжепредприятия.
Строительство метро в Алматы всегда сопровождали скандалы. Первую ветку возводили так долго, что на обещаниях о её скором запуске выросло целое поколение алматинцев. Наш автор Ольга Настюкова вспомнила историю самого известного долгостроя в Алматы.
История строительства
Алматинский метрополитен начали строить в 1988 году, ещё при Советском Союзе. Предполагалось, что метро начнёт работу в 1997-м, но этого так и не произошло. После развала СССР проект заморозили, возобновили в начале 2000-х, а торжественное открытие Алматинского метрополитена состоялось только в 2011 году.
В начале 90-х у государства были многомесячные долги по зарплате перед строителями «подземки». Акимы Алматы Заманбек Нуркадилов и Шалбай Кулмаханов активно искали инвесторов для завершения проблемной стройки. Вели переговоры с канадскими SNC Lavalin, Bombardier, немецким Philipp Holzmann. Но в итоге ни один инвестор проект на себя не взял.
Затем уже в бытность акимом Виктора Храпунова потенциальный инвестор – американская компания IСС – предложила объединить метро с более дешёвым видом транспорта – монорельсом. Стоимость проекта ориентировочно составляла 800 млн долларов. 80% средств инвестор был готов привлечь самостоятельно, 20% должно было составить финансирование со стороны РК. Однако преемник Виктора Храпунова Имангали Тасмагамбетов отказался от этого варианта. Было принято решение финансировать строительство метро из госбюджета.
Тасмагамбетов обещал запустить метро к празднованию Наурыза – 22 марта 2009 года. Но запуск отложили (в будущем это ещё не раз произойдёт с разными станциями). В итоге самый известный алматинский долгострой запустили при Ахметжане Есимове в 2011-м. После этого дело пошло бодрее – при Бауыржане Байбеке запустили две станции, при Бакытжане Сагинтаеве – ещё две.
Затраты на строительство первой очереди госэкспертиза оценила в 167 млрд тенге, второй – в 227 млрд тенге. «Курсив» подсчитал, что с учётом средней стоимости доллара США с 2001 по 2018 год 1 км метро в Алматы обошёлся в 102 млн долларов США.
В 2022 году стоимость строительства метро от станции «Бауыржан Момышулы» до станции «Калкаман» увеличилась на 20 млрд тенге. Проект был разработан в 2017 году. Тогда сумма проекта составляла 47,7 млрд тенге, сейчас – 67 млрд тенге.
1988 год – проектированием первой линии Алма-Атинского метрополитена занимался московский институт «Метрогипротранс»;
1989 год – строительство метро поручено специалистам СУС «Баммтоннельстрой»;
1992 год – «ПСО Алматыметрострой» – проектно-строительное объединение –сформировано из отдела метро института «Алмаатагипротранс»;
1994 год – ОАО «Алматыметрокурылыс» (в результате приватизации «ПСО Алматыметрострой» сменил название).
2009 год – зарегистрировано коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Метрополитен». Предприятие отвечает за технадзор и эксплуатацию (содержание, развитие) метрополитена города Алматы.
Хищения и первые аресты
«Алматыметрокурылыс» – главный подрядчик алматинского метростроя. По данным сервиса adata.kz, за время работы компания выполнила более 1200 контрактов на сумму около 9 млрд тенге. Ключевой заказчик – акимат Алматы через КГП «Метрополитен».
В 2009 году начались первые аресты, связанные со строительством метрополитена. Экс-руководителя АО «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева арестовали по подозрению в нецелевом использовании 120 млн тенге, но тогда до суда дело не дошло. Он снова вышел на работу, а в 2010 году даже перешёл на сторону заказчика, возглавив «Метрополитен» Алматы.
В конце 2015 года Мурат Укшебаев снова был арестован и получил девять лет лишения свободы. У его заместителя Ербола Калдыбаева срок на год меньше – восемь лет. Также на восемь лет был осуждён руководитель компании-подрядчика ТОО «СредАзЭнергосервис» Константин Антипов. Всех троих обвинили в присвоении и растрате чужого имущества, а также легализации денег, полученных преступным путем. Суд доказал причастность Укшебаева, Калдыбаева и Антипова к хищению 2,5 млрд тенге с 2010 по 2012 год. Суд конфисковал имущество осуждённых и взыскал в пользу государства ущерб в 2,5 млрд тенге.
Впрочем, Укшебаев отсидел чуть больше трёх лет вместо девяти и вышел по амнистии.
Конфликт Идрисова и Реимова
В 2017 году транспортная прокуратура сообщила, что проверила работу АО «Алматыметрокурылыс» и обнаружила хищения на сумму более 7,7 млрд тенге. В том же году принадлежащий государству пакет акций АО (60,72%) был приватизирован за 1,4 млрд тенге.
Имя покупателя не называлось. О том, кто стоит за этой покупкой, общественность узнала спустя два года после громкого скандала. Между бизнес-партнёрами, предпринимателем Кайратом Реимовым и миллионером Динмухаметом Идрисовым, произошёл конфликт, в результате которого Реимов полгода провёл в СИЗО. Против него возбудили уголовное дело по заявлению ТОО «ДК-Инвестмент», которое принадлежало Динмухамету Идрисову (№16 в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана с состоянием 490 млн долларов). Выяснилось, что «Алматыметрокурылыс» занял 1,5 млрд тенге у компании Идрисова и не вернул деньги. Реимова признали подозреваемым в мошенничестве. Интересно, что это не первый заём Идрисова на строительство метро. В 2015 году он выделил 1,3 млрд тенге, в 2016 году – 300 млн тенге. В 2019 году, по данным аудиторского отчёта, задолженность перед ним погасили.
По материалам уголовного дела, Реимов также задолжал Идрисову 80% акций «Алматыметрокурылыс». Реимов же заверял, что речь идёт лишь о 39% акций. В итоге долг в 1,5 млрд тенге был погашен, а 39% акций Идрисов продал Реимову, отказавшись от участия в этом бизнесе. По данным аудиторского отчёта за 2022 год, компанией сейчас единолично владеет Кайрат Реимов.
На грани банкротства
В 2022 году Главная транспортная прокуратура начала новое расследование – якобы оборудование для метро покупалось по завышенным ценам. Кайрат Реимов заявил, что его бизнес в очередной раз пытаются «отжать» некие конкуренты.
«Алматыметрокурылыс» сообщил, что больше не будет строить новые станции подземки. В аудиторском отчёте за этот период говорится, что у компании есть задолженность перед подрядчиками и судебные иски. Кроме того, после налоговой проверки компании доначислили налоговые обязательства на сумму 767 млн тенге. С учётом ожидаемых санкций по пене сумма может составить 900 млн тенге.
«Учитывая наличие высокого уровня кредитного риска и риска ликвидности по причине начисления крупных санкций со стороны государственных органов…. существует высокая вероятность наступления неплатежеспособности общества и наступления банкротства в обозримом будущем», –говорится в документе.
Сейчас, год спустя, расследование завершено. По мнению прокуроров, компанией был организован сбор фиктивных ценовых предложений и на их основе сформирована смета о покупке оборудования по цене в 10 раз выше. В последующем похищенные средства обналичивались через лжепредприятия.
Сейчас у «Алматыметрокурылыс» арестованы счета, имущество и транспорт (данные сервиса adata.kz на 17.01.24). Долги компании составляют около 1 млрд тенге.
Кто теперь будет строить метро?
В 2020 году тендер на строительство новой станции «Калкаман» выиграла компания Bazis Construction. Владельцем материнской компании Bazis-A является миллиардер Александр Белович (№9 в рейтинге самых влиятельных бизнесменов Казахстана). Вначале сумма контракта составляла 42,7 млрд тенге. Затем акимат города увеличил стоимость проекта до 60 млрд тенге.
Станцию планируют запустить в 2025 году. Позднее предполагается построить ещё три станции, названий у них пока нет. Ветка пройдёт вдоль проспекта Алатау. Первая станция должна появиться недалеко от акимата Наурызбайского района, вторая – на пересечении с улицей Толе би, а третья – в районе рынка «Барлык».
댓글