
В истории западного бизнеса нередко встречаются примеры, когда участие компании в разного рода скандалах приводит к репутационным потерям – в виде оттока аудитории, убытков, снижения доходов и т.д. Например, в 2024 году во Франции разгорелся скандал вокруг пищевого гиганта Nestle. Газета Les Echos сообщила, что французское подразделение компании использует угольные фильтры и ультрафиолет для очищения бутилированной воды, что запрещено по нормам ЕС. Через некоторое время стало известно, что один из водозаборников компании заражен фекальными бактериями. Экологи и общественность призвали производителя к ответственности, в итоге он принял решение уничтожить около 40 млн бутылок минеральной воды Perrier.
Критике со стороны общества нередко подвергается бренд Zara. Летом прошлого года компания была вынуждена изъять из продажи детские футболки, в которых потребители увидели сексуальный подтекст и подняли волну негодования в соцсетях.
McDonald’s заявлял, что рестораны бренда на Ближнем Востоке и в других мусульманских странах несут финансовые потери из-за «дезинформации» - в сети распространялись сведения о том, что компания открыто поддерживает Израиль в конфликте с Хамас. В частности, McDonald’s Malaysia подала иск против одной из пропалестинских организаций, заявив «о ложных и клеветнических заявлениях», которые повлияли на её бизнес. В качестве компенсации компания требовала более 1 млн долларов США.
В 2017 году продюсерская компания Харви и Роберта Вайнштейнов объявила о банкротстве. От компании отвернулись инвесторы – причиной стали многочисленные обвинения Харви Вайнштейна в домогательствах.
Мы решили проверить, может ли общественное мнение повлиять на серьёзный бизнес в Казахстане. В этом материале – три громких кейса последних лет, когда потребители призывали бойкотировать казахстанские компании, и динамика их налоговых отчислений до и после скандалов. Судя по этим цифрам, плохая репутация не приводит к каким-либо негативным последствиям для бизнеса в нашей стране: во всех трёх случаях компании продолжали работать с ещё большим успехом, чем раньше.
«Грабли» Chocofamily – дважды в центре внимания
Холдинг дважды оказывался в эпицентре громких скандалов. В 2017 году вышел рекламный ролик «Авиабилеты от Chocotravel» с голыми стюардессами в пилотках. Он до сих пор размещён на странице компании в Ютубе, где набрал 1,9 млн просмотров. Пользователи назвали видео «похабным», «безвкусным» и обвинили компанию в сексуальной объективации женщин. Скандал вышел за пределы Казнета – о ролике написали BBC, Dailymail, Vesti.ru, Fox News, китайские и индонезийские СМИ. По оценке самого Chocotravel, общий охват рекламной кампании составил около 20 млн человек.
Как рассказал глава холдинга Рамиль Мухоряпов в интервью Forbes.kz, идея ролика заключалась в том, чтобы показать – на Chocotravel авиабилеты продаются без наценок. В итоге компания пересняла ролик, сделав главными героями обнажённых мужчин, на сегодняшний день у него 342 тыс. просмотров.
Как интернет-скандал отразился на объёмах продаж и доходах Chocotravel? Судя по тем данным, которые есть в открытом доступе, вряд ли негативно. Сам Рамиль Мухоряпов отметил, что один балл странице компании в Фейсбуке поставили всего 700 человек, и добавил, что 95% этих людей никогда не пользовались сервисом.
Брендами Chocotravel и Aviata сейчас управляет ТОО «Интернет Туризм». Компания открылась в 2012 году и на момент скандала была в фазе активного роста. Налоговые отчисления в 2017 году составили 38 млн тенге, а в 2018 году – почти 96 млн тенге. В 2019 году компания, судя по налогам, работала ещё успешнее и выплатила в бюджет около 274 млн тенге. Ежегодно, кроме 2018 года, Chocotravel входил в рейтинг крупнейших интернет-площадок Казахстана по версии Forbes.kz. Как сообщала сама компания, консолидированный оборот интернет-холдинга вырос за 2017 год на 68% и составил более 18,5 млрд тенге. Единственный спад выручки был во время пандемии, когда границы были закрыты.
В 2017 году, ещё до выхода скандального ролика, холдинг привлёк инвестиции на сумму 700 млн тенге от структур Тимура Турлова (Freedom Finance) и партнёра фонда I32BF Global Адиля Нургожина. В 2018 году Aviata и Chocotravel объединили свои сервисы, став единым онлайн-тревел-агентством, а в апреле 2023 года группа Chocofamily продала агентство холдингу Тимура Турлова Freedom Holding Corp. С этого времени единственным учредителем ТОО «Интернет-туризм» является частная компания Freedom Kazakhstan LTD.
Спустя пять лет, в 2022 году, вокруг Рамиля Мухоряпова снова разгорелся скандал, на этот раз из-за его высказываний о казахском языке. На встрече для релокантов он назвал проявлением национализма ситуацию, когда казахстанцы отвечают на казахском языке на вопрос, заданный по-русски. Последовала незамедлительная реакция – люди публично удаляли приложения Choco, призывали бойкотировать компании холдинга и ставить низкие оценки сервисам. Тогда же обнаружилось, что некоторые приложения Choco не имеют перевода на казахский язык.
Группа депутатов мажилиса обратилась к Генеральному прокурору Берику Асылову с просьбой проверить высказывания бизнесмена на предмет разжигания межнациональной розни, а полиция начала расследование уголовного дела. Однако спустя несколько месяцев дело закрыли.
Рейтинги приложений Choco на какое-то время упали, однако, судя по налоговым отчислениям, казахстанцы не стали меньше пользоваться сервисами холдинга. По сравнению с прошлым периодом дисконтный сервис Chocolife.me (ТОО «Редпрайс») завершил 2022 год с ростом 23% (210 млн тенге отчислений в бюджет). Налоги Aviata.kz и Chocotravel (ТОО «Интернет-туризм») выросли на 21,8% (256 млн тенге налогов), Chocofood (ТОО «Интернет Доставка») – на 22% (187 млн тенге налогов). Сервисы ChocoFamily в итоге были переведены на казахский язык, а спустя год Мухоряпов дал интервью, где утверждал, что скандал был заказным.
Музыка в «Пинте»
В 2023 году казахстанцы потребовали бойкотировать сеть ресторанов «Пинта». Это произошло после того, как в интернете появились скриншоты внутренней переписки о том, что в заведениях сети отдают предпочтение зарубежной музыке и не играют песни на казахском языке. «Треки на казахском языке мы по-прежнему не исполняем. Если гости просят вас или требуют исполнить песню на казахском языке, необходимо отвечать, что у вас в плейлисте нет песен на казахском, или сразу звать менеджера или директора ресторана для дальнейшей коммуникации с гостем», – якобы говорилось в переписке.
В ответ на поднявшуюся волну возмущения «Пинта» опубликовала у себя в соцсетях отрывки из выступлений музыкантов, исполнявших песни на казахском, а также заявила о том, что в заведениях сети с казахским языком «всё в порядке». В частности, там говорилось, что «каждую пятницу и субботу во всех ресторанах проходит музыкально-развлекательная программа, где выступают топовые музыканты и Dj города и исполняют популярные треки, в том числе на казахском языке».
Налоговые отчисления компаний, имеющих отношение к сети «Пинта», говорят о том, что ресторанам удалось избежать сколько-нибудь серьёзного бойкота. К примеру, ТОО «Проект Пинта» ежегодно показывает стабильный рост налоговых отчислений (за исключением 2020, «пандемийного», года): в 2021 году ТОО выплатило 54 млн тенге налогов, в 2022 году – 56 млн тенге, а в 2023 году – 85,5 млн тенге. Сейчас компанией владеют три предпринимателя – Марк Негодюк (сын основателя «Пинты», ресторатора Юрия Негодюка), Людмила Новикова и Альберт Сиданов.
ТОО «Проект Пинта Астана» в 2022 году выплатил налогов на 33,6 млн тенге, в 2023-м – на 42,3 млн тенге, а в 2024 году отчисления в бюджет достигли 77 млн тенге. Эта компания принадлежит самому Юрию Негодюку и его бизнес-партнёру Владиславу Мурумбаеву. О бизнесе известного казахстанского ресторатора мы рассказывали здесь.
Срубленные деревья возле магазина Sulpak
В 2020 году алматинцы массово призывали бойкотировать сеть магазинов электроники и бытовой техники Sulpak после того, как возле одной из точек на улице Толе би срубили аллею дубов и карагачей. Возраст деревьев в среднем составлял 60-70 лет. По мнению многих пользователей соцсетей, это было сделано, чтобы с улицы лучше был виден фасад магазина. Люди стали вспоминать о других случаях вырубки деревьев возле магазинов Sulpak, а экологические активисты города потребовали от акимата полностью восстановить зелёную полосу по улице Толе би от Жарокова до Ауэзова.
Тогда из-за общественного резонанса на ситуацию отреагировал даже президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он поручил акиму Алматы (им тогда был Бакытжан Сагинтаев) провести служебное расследование. Прокуратура выяснила, что государственные органы на вырубку разрешения не давали.
В пресс-службе сети Sulpak сообщили, что магазин в произошедшем не виноват, и территория, на которой срубили деревья, не находится в их собственности. В итоге виновной признали дизайнера Жанну Нуртаеву – ИП «Сакура», в котором она работала, заключило договор на благоустройство территории возле магазина и срубило деревья без согласования. Её оштрафовали на 150 тыс. тенге по части 1 статьи 339 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений».
Большой экологический скандал не повлиял на финансовые показатели компании. Если в 2020 году ТОО «Arena S», которое управляет сетью Sulpak, выплатило 20,7 млрд тенге в виде налогов, то в 2021 году сумма отчислений составила 24 млрд тенге. По данным Forbes.kz, в 2020 году выручка сети выросла на 6,4%, до 261,8 млрд тенге по сравнению с предыдущим периодом, а в 2021 году аналогичный показатель вообще увеличился на 25,8% до 329,2 млрд тенге.
Недавно мы рассказывали про владельцев сети Sulpak, которая насчитывает 200 магазинов в Казахстане и Кыргызстане. Сейчас бенефициарами этого бизнеса являются известный казахстанский предприниматель Алмас Султангазин и российский олигарх Игорь Яковлев, основатель сети магазинов бытовой техники «Эльдорадо» и владелец обувного ретейлера Kari.
Подписаться на @Shishkin_like