top of page
  • Фото автораAyel

С любимыми не расставайтесь… или всё же?



В ТikTok на днях увидела отрывок из старого советского фильма, который, смутно помню, смотрела однажды в подростковом возрасте. Кстати, в этом смысле TikTok – бесконечный источник вдохновения – всё давно позабытое в нём всплывает вновь и в лучах современности начинает играть совсем другими, новыми красками.


Кино 1979 года, называется «С любимыми не расставайтесь». Классика.


Решила пересмотреть. Каково же было моё удивление, когда поняла, что отношения между героями, которые режиссёр транслирует зрителю как истинную «всепоглощающую» любовь, абьюзивны и наполнены красными флагами, кричащими главной героине фильма – беги, Катя, беги!


Внимание: дальше будут спойлеры.


Начинается фильм с длинной сцены, где самые разные пары мучаются в узких, неуютных коридорах суда в ожидании своей очереди на развод. Небольшая бюрократическая задержка, и вот мужей и жён начинают приглашать на рассмотрение их дел. В зале за столом сидят трое судей, во главе, в центре, самая строгая дама. Именно она задаёт супругам «каверзные» вопросы и решает – разводить или не разводить. Не разводить ей, очевидно, нравится гораздо больше. Ведь её самая главная задача – во чтобы то ни стало сохранить «ячейку общества».


Из нескольких пугающих диалогов зритель узнаёт, что эта дама не хочет разводить супругов, даже когда они давно превратились в соседей – муж мечтает уйти к бывшей пассии, а жена страшно страдает от этой нелюбви. Пара буквально молит – разведите нас! Но главная судья качает головой: ей такое не по душе – «Оснований для развода нет». «Как нет?» – удивляется мужчина: «Я ведь указал причину». «Это не причина, это отговорка!».


Самое ужасающее впечатление производит разбор дела пары, где муж пьёт и бьёт жену. Он уже нападал на неё с утюгом, чайником, а ещё пинал (не по жизненно важным органам, только по бедру– что-то знакомое, правда?).


Судья: Жена утверждает, что вы бьёте её в местах общественного пользования, бросили в неё чайник. Вы подтверждаете?


Муж: Частично…Чайник я бросил просто ради интереса, просто в пол… Другой раз я её ударил ногой, в бедро. Только из-за ребёнка, так как она его портит своим воспитанием!


Судья: Утюг хватали?


Муж: Хватал.


Судья: Зачем?


Муж: Просто подержать.


Судья: Гладить вам надо было, что ли?


Муж: Гладить мне не надо было.


Судья: Кто отнял утюг?


Муж: Соседка.


Жена:  А ты лучше расскажи, как ты на мне рубаху разодрал.


Муж: А рубаху я изрезал, потому что были ежедневные упрёки.


Судья: Пьёте?


Муж: Выпиваю. Но никогда не валялся и никем подобран не был.


После всего услышанного судья не разводит пару немедленно, ведь не надо быть гадалкой, чтобы понять, что в семье происходит регулярное насилие и рано или поздно всё закончится трагедией, а задаёт потрясающе неуместный вопрос:


«Мир-то будет между вами?».


Мужчина и женщина тягостно молчат, после минутной паузы супруг произносит:


– За последнее время скандалов не было. Ну ударил я её один раз. Число точно не помню, день рождения у неё был.


Какое решение приняла судья, зрителям не покажут. Догадаться на самом деле несложно.  


Среди тех, кто пришёл в суд, и совсем молодые супруги Катя и Митя – их играют безусловная красавица Ирина Алфёрова и пренебрежительно-дерзкий Александр Абдулов (актёры и в жизни были какое-то время женаты). Из допроса становится понятно, что Митя считает, будто Катя ему изменила, он в гневе и требует расторгнуть брак. Катя, хоть и не рассказывает судье, была ли измена (кажется, сами подозрения в этом её обижают), не хочет развода – считает это глупостью.


И вот тут-то судья неожиданно прислушивается к требованию мужчины и без промедления разводит пару. Всё оставшееся экранное время нам демонстрируют, какая же это была ошибка.

В описании картины говорится: «Вскоре после развода Катя попадает в больницу. Тихую, непохожую на прежнюю себя, с потухшими глазами, навещает её Митя. Не осталось в прежней Кате ни гордости, ни стремления к независимости, а только любовь – единственная, всепоглощающая, только желание вновь соединить свою жизнь с любимым человеком».


Однако, если откинуть пафос, в сухом остатке будет вот что: патологически ревнивый Митя не смог простить того, что однажды Катя, отправившись с друзьями на вечеринку, вместе со всеми осталась у одноклассника в гостях с ночёвкой. Сотовых телефонов, напомню, тогда ещё не существовало, городские тоже были редкостью. Митя сразу постановил, что жена была ему не верна.


«Скажи, что я должен думать о своей жене, которая шляется по ночам чёрте где?»


«А что ты должен думать о своей жене, если она твоя жена и ты её любишь?»


Катя пытается объяснить: «Ну все остались, и я осталась!». Митя отвечает криком: «Все – это все! А ты моя жена!». Катя парирует: «А жена, что – клетка?».


Зритель не успевает восхититься ответом героини, потому что следом она тут же говорит мужу непостижимое: «Мужчина называется! Взял бы – дал по морде! А то в суд повёл».


«Любил – воспитывал бы», – укоряет Катя мужа.


«Замолчи, – просит Митя, – А то я сейчас в твою башку дурацкую пульну чем-нибудь».


После развода Митя не успокаивается. Он преследует того самого одноклассника (дал ему прозвище: Хорёк), в гостях у которого оставалась Катя вместе с друзьями. Первый раз Митя пришёл к нему домой и напав разбил нос. Второй раз поджидал возле дома и тоже кинулся с кулаками. В перерыве между драками Митя заводит новые отношения, вместе с тем «присматривать» за Катей не перестаёт. В одну из встреч, когда Митя приезжает к Кате в общежитие, чтобы передать письмо от мамы, Катя мечтательно вспоминает:


«Помнишь, как ты говорил, что ты и себя убьёшь, и меня убьёшь, если я тебя брошу?».


Заканчивается фильм тяжелейшей истерикой героини. Уехав ненадолго из города с коллегами для участия в коллективном отдыхе (что-то вроде нынешнего тимбилдинга), она старается отвлечься, но тут до неё доходит слух о том, что «её Митя» кого-то «порезал». Катя бросается к парому, чтобы скорее вернуться в город, но уже вечер и парома нет. Начинается сильный ливень, Катя в лёгкой одежде промокает и простывает. В следующей сцене героиня в больнице, где её навещает Митя. Катя вяло пытается узнать у бывшего мужа: «Так порезал он кого-то или нет?», но, кажется, истина её несильно интересует, она тут же советует: «Правильно. Всё отрицай. Так и говори: никого не резал». Когда время посещения заканчивается, и Митя собирается уходить, Катя тихо признаётся ему: «Я скучаю». Потом начинает повторять фразу вновь и вновь, громче и громче. Катя плачет, кричит, бьётся в кровати, чтобы её успокоить приходится звать на помощь несколько врачей. Фоном нарастает и трагическая музыка. Катарсис. У каждого эмпатичного зрителя всё лицо тоже будет в слезах.


Вот. «Не торопитесь расставаться с любимыми», потом будете кусать локти, словно подытоживает, режиссёр. Сложно сказать, каким виделся финал зрителям конца семидесятых, но предположу, что сегодняшним зрителям, и в особенности зрительницам, он видится совсем иначе. Расставайтесь. Расставайтесь, если ваши отношения наполнены ревностью, болью, угрозами и истериками. Расставайтесь, чтобы было что кусать.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Commentaires


bottom of page