В недрах Министерства национальной экономики планируется отменить субсидирование аренды и лизинга легковых автомобилей отечественного производства.
Это напрямую касается таксомоторных парков, которые являются участниками программы субсидирования лизинга в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025.
Вероятные негативные последствия отмены субсидий в депутатском запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова озвучила группа сенаторов.
Машины в лизинг
Автопарки приобретают автомобили отечественного производства в лизинг, имея субсидированную процентную ставку. В дальнейшем они передают эти машины в аренду с последующим выкупом водителям такси.
За счёт субсидий таксомоторная отрасль существенно повышает безопасность водителей и пассажиров, поскольку таксомоторные компании приобретают исключительно новые автомобили.
Водитель такси – практически единственная возможность для трудоустройства людей с тяжёлым материальным положением, так как водители такси преимущественно являются представителями социально уязвимых слоёв населения.
Большая их часть – это внутренние мигранты из областей в крупные города, не имеющие возможности получения иного вида заработка в городских агломерациях. И инструмент аренды такси в настоящий момент доступен для них именно благодаря субсидиям.
В отрасли заняты свыше 213 тыс. водителей, не считая работников автопарков. Доход водителя такси примерно соответствует медианной заработной плате, которая в 2022 году составила 204 тыс. тенге. Доля ежедневного дохода водителя составляет 30-50% от стоимости поездки.
В рамках действующих программ субсидирования авто в аренду с последующим выкупом получили около 18 тыс. водителей и ещё 14 тыс. стоят в очереди. Один автомобиль позволяет трудоустроить в среднем до трёх человек при посменном графике. Как правило, на одной машине работают либо члены одной семьи, либо друзья. Это позволяет делить нагрузку за арендную плату.
Последствия отмены субсидий
Увеличится стоимость аренды автомобиля, что в свою очередь приведёт к снижению заработков водителей, а, соответственно, и уровня их жизни, так как даже если они и продолжат работать в таких условиях, их заработок будет еле дотягивать до минимальной заработной платы.
Ухудшение условий для таксистов отрицательно повлияет на доступность услуг такси для общества в целом как по цене, так и по количеству курсирующих машин.
Что предлагают депутаты
Учесть социальные последствия и важность работающих лизинговых программ.
Сохранить поддержку в таксомоторной сфере, а при невозможности – принять альтернативные решения путём пересмотра условий субсидирования с учётом интересов всех сторон.
Предоставить участникам программы в случае ввода новой модели право определённого переходного периода для планирования, поиска альтернативных решений и адаптации к новым условиям, что позволит минимизировать отрицательные последствия для данной категории водителей.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ