top of page
Фото автораAyel

Танцы в юрте… на краю уголовного наказания



 

До семи лет лишения свободы за «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» грозит алматинскому хореографу Алишеру Султанбекулы за видео с танцем в юрте. Казахстанское общество разделилось на тех, кто возмущён перформансом, требуя наказания, и тех, кто поддерживает танцора.


Скандал разразился в прошлом месяце, когда видео с танцем (с некоторым эротическим подтекстом)двух девушек и одного парня в юрте разошлось в соцсетях и медиа. Высказалась глава Министерства культуры и информации Аида Балаева, призвав уважать национальные традиции при создании контента.


«Наша страна является светским государством, где Конституция гарантирует равные права и уважение к чести и достоинству всех граждан. В современном мире, где социальные сети и медиа играют важную роль, мы должны быть особенно внимательны к тому, какой контент создаётся и распространяется. Публикации и видеоролики, которые могут оскорбить чувства людей или нанести ущерб нашей культурной и национальной идентичности, недопустимы. В этой связи, как министр культуры и информации Республики Казахстан, хочу высказаться касательно резонансного видеоролика с танцующими в юрте. Подобного рода контент может вызвать раскол и беспокойство в обществе, безусловно, является провокационным и оказывает негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Содержание видеоролика противоречит ценностям и традициям казахского народа», – написала Балаева у себя в Facebook.


На прошлой неделе из ответа Генпрокуратуры на запрос депутата мажилиса Самата Мусабаева стало известно, что 1 июля 2024 года «Управлением полиции Карасайского района начато досудебное расследование по части 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан («Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»).


Сам депутат назвал видео «информационной атакой на юрту» и призвал блокировать пропаганду ЛГБТ.


О юрте в контексте мифологии и фольклоре


Юрта действительно имеет сакральный смысл. Круг является олицетворением жизни и вечности в космогоническом плане (конец ведёт к началу и т.д.), также есть сходство с Солнцем и Луной. Согласно представлениям кочевников, жизнь – не прямая линия, ведь в ней неизбежны повороты, спады, подъемы. В научной статье «Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты» этот атрибут рассматривается как модель Вселенной, микромир кочевника.

Считалось, что дом защищает человека и семью от зла внешнего мира. Когда человек переступает порог, он попадает в безопасную зону, куда при соблюдении определённых правил не могут проникнуть злые духи. Существует множество традиций, связанных с юртой, вся основа которых – не вредить дому буквально, то есть не наносить физический урон. Не наступать на порог, не ломать юрту, не портить шанырак, не переворачивать казан и т. д.


Что касается эротики как таковой в культуре казахов, мы уже разбирали, что в быту она достаточно долгое время не осуждалась и воспринималась спокойно. Герои эпосов, песен, легенд, сказок «расстёгивали золотые пуговицы», «пили кумыс» и «расплетали шёлковые косы» (во фразах в кавычках есть двойной смысл). В праздники они на улице и в гостях пели песни, включая те, которые намекали на приятное продолжение в формате «18+».


Игры в переодевания


Если говорить о претензии депутата Мусабаева по части «пропаганды ЛГБТ» по отношению к парню, который был одет, как девушка, то можно вспомнить одно из приключений знаменитого народного персонажа из сказок – Алдара Косе. По одной версии, он должен был денег баю, по другой– взял у хана батман золота, чтобы посеять его на горе. Но во всех вариациях, когда «кредитор» приходит к должнику, то находит в юрте только сестру Алдара (которая на самом деле была переодетым Алдаром). В качестве залога «девушку» забирают, а Алдара всё нет и нет. В какой-то из дней в дом к кредитору приезжает другой богатый человек и просит руки одной из его дочерей. Но кредитор не хочет расставаться со своими дочерями и выдаёт замуж «сестру» Алдара– Алдариту Косе. Молодожёны уезжают в степь, муж пьянеет и засыпает. Тогда Алдар сбегает и приходит к кредитору с претензией, что пока отсутствовал, его единственную любимую сестру похитили и выдали замуж. Пристыженный гость прощает долг. Вот такой хэппи энд.


Тут можно обратить внимание на две вещи: во-первых, мужчина оделся в женщину и мирно проживал в юрте.


Во-вторых, эта история – одна из популярных казахских сказок, но она не осуждается обществом и не винит народного персонажа в пропаганде ЛГБТ.

Случаи с отменой


Казахстанцы, конечно, не впервые оскорбляются из-за «неуважения» к культуре.


  • Здесь нельзя обойти стороной продукт американского актёра Саши Барона Коэна – «Борат» (2006 год), где главный герой чёрной комедии якобы выходец из Казахстана. Когда фильм вышел, он вызвал волну критики в стране и был запрещён к показу. Однако несколькими годами позже, в 2012 году, в МИДе РК высказались о том, что после фильма количество выдаваемых въездных виз значительно выросло.  В Казахстанской туристической ассоциации отметили, что если в 2006 году в Казахстан приехали более 90 тысяч иностранцев, то в 2011 количество туристов выросло до около 450 тысяч. 


В конце 2020 года на фоне выхода «Борат-2» Kazakh Tourism воспользовался ситуацией и выпустил небольшой ролик «Very Nice!», где были видны красочные локации страны, а иностранцы произносили знаменитую фразу.


  • «Келiн» (2008 год) Ермека Турсынова также была подвергнута широкой критике после выхода. Режиссёра даже избили в феврале 2009 года. В центре сюжета – девушка, которая вынуждена выйти замуж за того, кто отдал за неё самый большой калым (выкуп). События, описываемые в картине, происходят в древние времена. Казалось бы, сюжет стандартный, хоть и осуждаемый в современном обществе. Но людей возмутило далеко не это, а сцены, где главные герои представали перед зрителями голыми.


Как вспоминал впоследствии Турсунов, его буквально травили:


«Дело в том, что, когда депутаты набросились на этот фильм, они писали на меня жалобы в прокуратуру и Комитет по правам человека, требовали моей высылки из страны или моего заключения под стражу. В общем, шум стоял нешуточный», – отмечал он.


По его словам, по итогам двух лет «Келін» стал лидером продаж компании «Меломан».


  • Harlem Shake от студентов КазНУ в 2013 году чуть не лишил их мест в общежитии. В тот год в соцсетях набрал популярность танец, когда люди сначала ничего не делают, а потом активно трясут телом под ритм. В подобном флешмобе поучаствовали и студенты журфака КазНУ. В результате участников видео пригрозили выгнать из общежития за то, что «это видео якобы порочит репутацию и имидж факультета», – приводили в Tengrinews.kz слова блогера.


Но заместитель декана факультета Алмагуль Курманбаева в конце концов заверила, что угроза «выгнать» прозвучала в запале, и со студентами просто провели воспитательную беседу.


«Если этот танец увидят родители, они скажут, куда факультет журналистики смотрит!? Пока провела профилактику. Я накричала на них. Я с ними разговаривала жёстко, попугала их, но ничего такого не будет», – сказала Курманбаева.


  • Телеграм-канал Ayel писал, что казахстанские интернет-пользователи время от времени приходят в социальные сети журналистки Динары Сатжан, чтобы высказать своё недовольство по поводу того, что она дарит национальные шапаны зарубежным гостям. Некоторые из которых принимают подарок будто бы без должного почтения.


Ну и справедливости ради, похожие ситуации происходят не только в Казахстане. Например, в Южной Корее в центре скандала оказалась дорама«Королева Чорин» (корейская адаптация китайского романа Сянь Чэня). По сюжету душа талантливого повара после трагического инцидента ненароком переселяется в тело королевы Чорин, которая жила в эпоху Чосон.


Хоть дорама имела неплохие рейтинги за рубежом,в самой Корее она подверглась жёсткой критике. Сначала из-за того, что это адаптация романа Сянь Чэня, которого некоторые пользователи упрекают в расизме по отношению к корейцам. А затем из-за насмешки над корейской историей и её искажения. Сериал даже обвинили в сексуализации исторических записей об отношениях в королевской семье, писало издание Yes Asia.


Автор: Алтыншаш Жырау



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page