Тақия как символ детства и безмятежности
- Ayel
- 19 янв. 2024 г.
- 3 мин. чтения

Вы заметили, что тақия уже несколько лет прочно держится в трендах головных уборов у современных казахстанских девушек? При этом тақия в действительности – универсальный головной убор. Эту тюбетейку носили не только девушки, но и дети, взрослые, парни.
Вообще у тюркских народов, включая казахов, отношение к головному убору было особенным. Нельзя бросать его где попало или отдавать кому попало. Головной убор также не дарили, но могли передать по наследству, если хозяин или хозяйка жил(-а) в достатке и радости. Если же человек погибал, его шапку не отдавали никому.
Какие существовали виды головных уборов, рассказывает наш автор Алтыншаш Жырау
1. Тақия
Девичья тақия считается одним из самых красивых видов этого головного убора в Казахстане. Высота тюбетейки – 10-15 см, на верхушку пришивают үкі – пучок перьев совы и/или филина – считалось, что это мощный оберег от сил зла. Также, согласно «Краткой энциклопедии знаков и символов казахской культуры», перья на тюбетейке можно было увидеть у людей особого статуса – акынов.
Этот головной убор девушки носили до свадьбы – тақия символизировала детство и безмятежность. После свадьбы проводился ритуал прощания с тақией.
2. Сәукеле
Головной убор невесты, который чаще всех ассоциируется с казашками. Сәукеле должно быть высоким, чтобы, когда невеста, входя в юрту в новый дом, при поклоне могла коснуться кончиком очага.
Считается, что прототипом сәукеле стали сакские головные уборы. Эти головные уборы в отличие от современных вариантов нередко имели наушные и затылочные части, закрывая и защищая владелицу от холода, ну и, конечно, от злых духов.
Сәукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Каркас сәукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шёлком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями – рубинами, жемчугом, кораллами. Верхушку всегда вешали үкі. Ещё головной убор украшался длинными подвесками жактау, прикрепляющимися с боковых сторон. Они доходили до пояса или ниже.
Сверху сәукеле покрывались шёлковым или бархатным платками. Центр и края платков часто отделывались «жгутовой вышивкой» и шитьём сетками. Золотые, серебряные и бронзовые подвески, накладные бляхи для сәукеле делали ювелиры, применявшие литьё, чеканку, штамповку, филигрань и др.
Платок мог спадать на спину, к сәукеле также крепилась большая белая вуаль – желек. В неё закутывали фигуру и лицо девушки во время беташара (ритуал открытия лица невесты).
Как отмечает историк и писатель Бауржан Тойшибеков: «В основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Перед замужеством в доме невесты совершали мнимое погребение: невесту одевали в ритуальный костюм, закрывали ей лицо, причитали над ней и в таком виде увозили к жениху. Так «обманывали» духов невесты, её семьи, чтобы она была свободна от них и приобщилась к энергетике дома и семьи жениха. Для этого «воскрешали» невесту – открывали ей лицо (беташар) и знакомили с родственниками мужа».
Сәукеле носили только в первое время после замужества – около года, а потом снимали и надевали на большие праздники в течение четырёх или пяти лет.
Тойшибеков также говорит, что с появлением первенца женщина начинала носить тюрбан или чалму, обе части из которых делали из белой ткани. С конца XIX века молодые женщины заменили тюрбан крепдешиновыми и шёлковыми шалями и платками. Его же надевали и поверх кимешека, платок для него называли шылауыш, шаршы, кундик, салдечалма, жаулык – в зависимости от региона, где и оборачивали данный платок по-разному. По высоте этого тюрбана можно было понять статус женщины. Самые высокие носили мудрые пожилые дамы.
3. Кимешек
Головной убор женщины, у которой уже появился ребёнок. Его шили из белой ткани, и он защищал шею, грудь, плечи и спину. У этого головного убора длинная передняя часть, чтобы было удобнее кормить ребёнка. Лицевую часть украшали вышивкой и каменьями.
Первый кимешек шился ещё в родительском доме, и для него использовались украшения с девичьего нагрудника. По виду кимешека тоже можно было определить возраст женщины и статус. Красный цвет вышивки был для молодых, жёлтый – для зрелых, белый – для пожилых. А ещё чем старше становилась женщина, тем сложнее был орнамент. Если женщина становилась вдовой, в первый год она носила кимешек наизнанку, чтобы скрыть украшения.
Волосы закрывались из-за веры в то, что в них хранились жизненная сила и магия человека. Но замужняя женщина прятала их не только из этих соображений, а ещё и для того, чтобы волосы не мешали во время уборки и готовки.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz