top of page

Технологии войны

Фото автора: Политпросвет.kzПолитпросвет.kz

Когда террор идет в ногу со временем

 

На прошлой неделе Ливан потрясли две волны атак, целью были бойцы военизированой шиитской группировки «Хезболла». 17 сентября по всей странные одномоментно взорвалось несколько тысяч пейджеров, а 18-го стали взрываться рации, ноутбуки, автомобильные магнитолы и даже солнечные панели. По данным министерства здравоохранения Ливана, погибло минимум 30человек и несколько тысяч получили ранения. В числе убитых и раненых были и гражданские лица, в том числе дети.

 

Размах операции впечатляет и наводит на мысль о тщательно подготовленной, умело законспирированной и безупречно исполненной долговременной работе. Атака на «Хезболлу» может стать «предвестником более масштабной войны», считает министр иностранных дел Ливана Абдалла Бу Хабиб.

 

Массовость, оригинальность исполнения и очевидный «успех» акции, приписываемой израильским спецслужбам (правда, президент Израиля Ицхак Герцог заявил, что его страна к этому непричастна), заставляет задуматься о новой эре в военных и террористических операциях, которая, возможно, сменит точечные удары и тактику индивидуального террора, с успехом использовавшиеся на протяжении тысячелетий.

 

Моссад как квинтэссенция технологического давления

 

Нужно заметить, что израильское ведомство «разведки и специальных задач», известное как Моссад, всегда отличалось скрупулезным подходом к проведению спецопераций с использованием новейших образцов техники и вооружений. Что не удивляет, учитывая широко известныйинтеллектуальный потенциал еврейского этноса. По данным на 2020 год, из 930 нобелевских лауреатов 209 (22%) были евреями, при этом их доля в населении планеты составляет 0,2 %.

 

Еще в 1962 году при проведении операции «Дамоклов меч» против немецких ученых, находившихся на службе у Египта, массово использовались письма и посылки со взрывчаткой. По способу исполнения и оригинальному замыслу эту операцию можно считать предтечей ливанской, со скидкой на уровень технологий того времени.

 

А когда Моссад решил тотально истребить участников палестинской группировки «Черный сентябрь», причастной к организации теракта на мюнхенской олимпиаде 1972 года, в ход пошли самые изощренные способы убийства.

 

Палестинцев убивали на улице, в собственных кроватях, автомобилях, но на самых глубоко законспирированных применялись необычные методы охоты. Так, Махмуд аль-Хамшар был убит взрывом бомбы, заложенной в его домашний телефон. А Зайяда Мухаси устранили посредством 9 миниатюрных зажигательных взрывных устройств, заложенных в его гостиничном номере, которые после детонации мгновенно сожгли весь кислород в замкнутом пространстве.

 

Информационно-коммуникационные технологии на службе у террора

 

Крупнейшие террористические организации, в частности, «Аль-Каида», Исламское государство (ИГ), «Боко харам» и аффилированные с ними структуры уже давно и с успехом используют интернет, социальные сети и другие коммуникационные приложения в своих целях. Информационно-коммуникационные технологии служат как для внутренней связи, вербовки, финансовых операций, пропаганды, сетевого взаимодействия, так и в сугубо военных целях. Таких, как закупка вооружения, подготовка, планирование, материально-техническое обеспечение террористических актов.

 

Эта опасность осознается на глобальном уровне, что видно из нескольких десятков резолюций ООН и появлению у ведущих и региональных держав планеты концепций по борьбе с киберпреступностью, закрепленной взаконодательной базе.

 

Основным полем деятельности для террористов является финансирование террористических актов с использованием сбора пожертвований, электронной коммерции и использование действующих в Интернете платежных инструментов. Онлайновые платежные средства могут использоваться с помощью таких приемов, как хищение личных данных, кража кредитных карт, мошенничество с использованием электронных средств коммуникации и т.д. Ежегодный оборот от таких операций составляет сотни миллиардов долларов.

 

Примером может служить дело Юниса Цули, который похитил деньги с 1400 кредитных карт и использовал их для создания 180 веб-сайтов, на которых были размещены пропагандистские видеоматериалы «Аль-Каиды». Кроме того, с помощью этих карт приобреталось снаряжение для террористической деятельности в ряде стран.

 

Впрочем, массовые мошеннические атаки используются не только экстремистами и террористами, как это видно на примере Украины, поставившей скамерские call-центры на поток. Ежедневно около 330 тысяч звонков гражданам Казахстана блокируются правоохранителями совместно с сотовыми операторами, а в соседней России эти цифры на порядок больше. По словам заместителя председателя правления российского Сбербанка Станислава Кузнецова, гражданам поступает до 20 млн звонков в сутки, а объемы украденных средств только за прошлый год подскочили до 250 млрд рублей. По его информации, в Украине против россиян работает порядка 350-400 мошеннических call-центров, иоколо 40% их «доходов» идет на финансирование ВСУ.

 

Справедливости ради нужно отметить, что жертвами мошенников становятся и украинские граждане, которых псевдоволонтеры «разводят» под видом сбора средств для ВСУ.

 

Современные коммуникации уже давно используются и на стадии исполнения террористических актов. Известно, что 11 сентября 2001 года смертниками активно применялся интернет. А с недавних пор стала использоваться и такая «фишка», как прямая трансляция с места событий участниками и исполнителями терактов. Так, 24 марта 2024 года ИГ опубликовало видео нападения на «Крокус Сити Холл» в Подмосковье, жертвами которого стали 145 человек, снятое от первого лица в режиме реального времени.

 

Кибератаки

 

Используются как спецслужбами, так и террористическими организациями, в том числе в политических и военных целях. В 2009 году в результате совместной операции Израиля и США был разработан и успешно внедрен вирус Stuxnet, который вывел из строя около тысячи иранских центрифуг по обогащению урана, отбросив иранскую ядерную программу на несколько лет назад.


А в 2016 году в результате взлома ресурсов демократической партии США прямо перед президентскими выборами было похищено и выложено в WikiLeaks 7,5 тыс. писем Хиллари Клинтон, которая была дискредитирована и во многом поэтому проиграла выборы. Предполагают, что взлом - дело рук групп хакеров, прозванных Cozy Bear и Fancy Bear, которых связывают с российскими государственными структурами.

 

«Аль-Каида» стала первой террористической группировкой, которая попыталась наладить контакты с международным хакерским сообществом и привлечь компьютерных специалистов для распространения радикальных идей. А в январе 2015 года на ресурсах «Аль-Каиды» появились сообщения о создании цифрового батальона группировки.

 

ИГ подошло к вопросу более системно и структурированно. Так, уже во второй половине 2014 года был создан Объединенный киберхалифат (UCC), в состав которого вошли четыре подразделения хакеров: Призрачный Халифат, Киберармия Халифата, группа электронной безопасности и Армия сыновей Халифата. Их возглавил радикальный хакер Абу Хуссейн аль-Британи, которым впоследствии была разработана концепция «индивидуального цифрового террора».

 

Основным полем деятельности «цифрового джихада» остается пропагандистская и вербовочная деятельность, что не исключает использование интернета для планирования и координации боевых операций.

 

БПЛА

 

Военный конфликт между Россией и Украиной наглядно показал мировому сообществу, что современная война немыслима без использования беспилотных летательных аппаратов. Более того, их роль и значение как в крупномасштабных боевых действиях, так и в локальных конфликтах малой интенсивности будет со временем только возрастать.

 

Для гражданских лиц в Украине и России массовые атаки сотен дронов стали уже привычной рутиной, а для Ближнего и Среднего Востока все еще являются новинкой, которая уже обкатывается. Правда, пока самая массовая атака беспилотников, проведенная Ираном против Израиля 13 апреля этого года, не принесла ощутимых результатов и носила скорее демонстративный характер. По данным ЦАХАЛ, было сбито 170 БПЛА, 30 крылатых ракет (25 из них - за пределами Израиля)и 120 баллистических ракет, что составило свыше 90% выпущенного количества.

 

Не вызывает сомнения, что БПЛА будут самым активным образом использоваться как регулярными армиями, так и террористами и радикалами всех мастей. И, по всей видимости, качество и интенсивность таких ударов будет увеличиваться экспоненциально.

 

Не исключено, что тысячи людей в Ливане, одномоментно пострадавших в результате взрывов гаджетов, - это лишь начальное звено в цепи таких масштабных операций с применением высокотехнологичных устройств, искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных технологий. Ключевым остается вопрос: кто выиграет в этой футуристичной гонке - армии и государственный аппарат или террористические структуры?

 

Автор Алькен Кенжебаев

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

Буфер в 2%

До 1 апреля 2026 банки второго уровня должны будут сформировать и поддерживать буфер в размере 2% для кредитования физических лиц.   В...

bottom of page