Телеграм-канал Ayel не оставляет тему казахских традиций. Весна и начало лета – период свадеб и сватовства. А у казахов очень много мероприятий, связанных именно с этим событием. Некоторые семьи соблюдают их от А до Я.
«Қыз айттыру» – переговоры между сторонами жениха и невесты.
Раньше детей могли сосватать ещё до рождения (бел құда) или с младенчества (бесiк кұда), а если этого не происходило, то родители начинали присматривать варианты в юношеском возрасте. При этом парень и девушка либо были уже знакомы, либо вообще не слышали друг о друге.
С появлением кандидатки на роль невесты происходило «Қыз айттыру»: человек со стороны жениха, заранее уведомив хозяев, приходил в дом, где жила приглянувшаяся девушка. Он узнавал, какого она рода, нет ли у неё жениха. В ответ рассказывал то же самое. Это делалось для того, чтобы семьи поняли, выгодно ли им будет родство, не являются ли они родственниками до седьмого колена (а иначе запрет), равные ли у них статусы. Затем человек уходил и семьи решали, соглашаться на брак или нет.
Стоит отметить, что в этот момент ни невесты, ни жениха, как правило, не было.
Когда обе стороны приходили к соглашению, сторона жениха просила разрешение на сырға салу и құдалық.
Альтернативой «Қыз айттыру» было «Қыз көру» – буквально смотрины, когда жених лично выбирал невесту. Но это допускалось в основном только сыновьям очень знатных родов, прославленным героям и богатырям.
«Құда түсу» – сватовство.
Это очень долгий процесс, проходивший в несколько этапов. Сначала к отцу приезжает первый сват «жаушы», который предлагает породниться. Если отец соглашается, то жаушы дарит коня, а отец невесты надевает на свата шапан.
Потом приезжает уже отец жениха. Происходит основное знакомство, где главы семей едят вместе из одной посуды, обмениваются подарками и конкретнее договариваются о свадьбе. После этого шага отмена с любой стороны влекла за собой «штраф» (возврат подарков и т.д.).
Во время третьего визита сватов «бата аяқ» обговариваются уже все детали: дата, объём расходов, приданое. В конце сторона жениха оставляет «қалын мал» – подарок в виде скота.
Сейчас чаще всего проводят просто «Құдалық», где сразу приезжают родственники жениха, знакомятся с родственниками невесты. Обмениваются подарками и ведут переговоры, устраивают игры, песни. Своего рода домашний праздник.
Первый «ТАЙНЫЙ» приезд жениха к невесте после всех ступеней сватовства называется «Қынаменде», «Ұрын келу», «Қыз қашар»(название зависит от региона).
Перед этим жених должен отправить подарок «өлі-тірі», который выражает уважение к членам семьи невесты, причём не только живым. Теперь жениху разрешается «тайком» приезжать к невесте.
Первая встреча обычно проходит в форме игры, в вечернее время. Жених с друзьями приезжает в аул к наречённой, старается попасть к ней в дом. А та может быть в кругу подруг, которые сплетничают, поют песни и слагают стихи. Затем жених и невеста всё-таки «тайно» встречаются. А на следующий день после этого проходят молодёжные гуляния, где девушки и парни знакомятся, играют, танцуют и поют.
Если жених приходился невесте по душе, она дарила ему платок.
«Қыз ұзату той» – свадьба со стороны невесты.
В назначенный день семья невесты устраивала той, жених с делегацией в 15-20 человек прибывал на праздник. На невесту надевали саукеле – «Сәукеле кигізу». Это особый обряд, он означал, что девушка получила благословение и защиту.
Велись подготовки к отъезду невесты: показывалось приданое, собирались вещи для переезда, разбиралась свадебная юрта.
Параллельно проходил той с играми, песнями, пожеланиями от гостей до глубокой ночи. А потом проходила и сама брачная ночь. Потому что в кочевых условиях отправлять в путь ночью было как минимум опасно.
Рано утром с восходом солнца девушку отправляли с караваном домой под песни «Қоштасу жары» и «Жар-Жар».
«Келін түсіру» – свадьба в доме жениха.
По прибытии невесту осыпали «шашу». Порог девушка должна была переступить с правой ноги с поклоном, чтобы саукеле мог оказаться как минимум на уровне очага. Затем она должна была принести жертву От Ана, поливая огонь маслом «Отқа май құю».
Ещё проводился обряд «беташар», когда девушка сначала кланялась стороне жениха «салем беру», а затем мать жениха подходила к ней, целовала и снимала фату. Фату разрезали на лоскуты и обвязывали сосуд для кумыса, чтобы было много детей.
Во время тоя свекровь снимала саукеле и надевала касаба (похоже на тюбетейку), что означало переход в статус замужней.
После свадьбы невеста ходила в гости ко всем родственникам и несла подарки. Муж тоже отправлялся к родне невесты с подарками. Это была проверка на вежливость и воспитание. Также проводился «келін шәй» – гости приходили к новобрачным, а новоиспечённая жена за большим дастарханом разливала всем чай.
Считалось, что все эти сложные и финансово затратные обряды необходимы, чтобы семьи могли присмотреться друг к другу, понять, насколько они совместимы, и убедиться, что дочь окажется в хороших руках. Ведь связаться с другим аулом было довольно накладно. В современных реалиях ни парень, ни девушка не прощаются с родными навсегда, могут связаться по телефону и интернету. Поэтому вовсе не обязательно тратить баснословные деньги, залезая в долги ради свадьбы.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz