Что происходит с проектом по модернизации освещения в Семее и Усть-Каменогорске
В начале июня в СМИ появилась информация о том, что депутат Мажилиса Абзал Куспан добивается уголовного преследования бывшего акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова. Он подозревает, что бывший влиятельный чиновник может быть причастен к выводу многомиллиардных средств, которые брали в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) для модернизации сетей освещения в Семее и Усть-Каменогорске.
На своей странице в Фейсбуке Куспан написал, что к нему обратились общественные деятели из Семея и попросили проверить проект, на который потратили в общей сложности более 7 млрд тенге, однако проблемы с уличным освещением в обоих городах так и не решены, а регионы обслуживают огромный долг перед ЕБРР. Также авторы обращения отметили, что данный проект лоббировал сам Даниал Ахметов – он лично ездил в лондонский офис банка и вёл переговоры.
Мажилисмен пообещал, что все необходимые документы, включая заявление общественников и собственный анализ ситуации, направит в правоохранительные органы. На днях депутатский запрос на ту же тему в адрес генерального прокурора РК направил коллега Куспана – Самат Нуртаза. Он попросил Берика Асылова «провести полномасштабную тщательную проверку и, при необходимости, принять меры прокурорского реагирования».
Наш автор Илья Бароховский разобрался в ситуации с освещением в Семее и Усть-Каменогорске, восстановил хронологию событий и попытался выяснить, как осваивался кредит и какую роль в этом сыграл Даниал Ахметов.
Хотели Лас-Вегас, а получилось, как всегда
В 2017 году два крупнейших города тогда ещё единой Восточно-Казахстанской области получили кредит от Европейского банка реконструкции и развития на модернизацию сетей уличного освещения. Инициатором проекта был тогдашний глава региона Даниал Ахметов (он возглавлял область с 2014 по июнь 2023 года). Оператором программы было заявлено АО «Региональный центр государственно-частного партнёрства ВКО», учреждённое областным акиматом. Партнёром при реализации проекта выбрали тайваньскую компанию Everlight Electronics Co., которая считается одним из лидеров в мировой светодиодной индустрии.
Сумма займа от ЕБРР составила 3,6 млрд тенге, ещё 1,2 млрд тенге были выделены из областного бюджета. В 2024 году общие затраты на проект выросли до 7,1 млрд тенге, вероятно, с учётом дополнительных средств, выделенных государством на обслуживание сетей освещения, и погашение процентов по кредиту. Как заявил в своём депутатском запросе мажилисмен Самат Нуртаза, средства были выделены и освоены в полном объёме.
Согласно плану работ, к 2024 году Семее и Усть-Каменогорск должны были полностью обновить системы уличного освещения и «засиять как Лас-Вегас». Также жителям обещали, что затраты на освещение в двух городах сократятся на 60%. Однако, несмотря на освоенные миллиарды, этот план не осуществился – к примеру, в Семее, по словам главы отдела ЖКХ Нурлана Сергазинова, из семи тысяч светильников не горят порядка трёх тысяч.
Переплата вместо экономии
Важным аргументом при одобрении проекта послужила его окупаемость. Как подчёркивали в акимате ВКО в 2016 году, использование новых энергосберегающих ламп позволит сэкономить на освещении до 60% бюджета. Усть-Каменогорск мог сэкономить до 40,7 млн тенге, а Семей – 30,8 млн тенге в год. Помимо этого, планировалось внедрить более эффективную систему управления освещением.
Однако позже выяснилось, что стоимость обслуживания новых фонарей выросла примерно в 1,6 раза. Если до начала модернизации в Усть-Каменогорске средняя стоимость годового обслуживания сетей уличного освещения составляла порядка 450 млн тенге, то после – порядка 700 млн тенге. По подсчётам местного издания «Устинка», в 2020 году на обслуживание фонарей в Усть-Каменогорске стали выделять почти 1 млрд тенге (тогда годовое обслуживание сетей разделили на два тендера – один на 730 млн тенге, другой – на более чем 200 млн тенге).
Какие компании участвовали в проекте
Изначально предполагалось, что тайваньская компания Everlight Electronics Co. поставляет лампы, АО «Региональный центр ГЧП ВКО» берёт на свой баланс сети уличного освещения Усть-Каменогорска и Семея. Финансирование на аренду, техобслуживание и выплаты по кредиту поступает из городского бюджета. Подрядчиком для выполнения работ по техобслуживанию в обоих городах была выбрана усть-каменогорская компания «Горсвет LTD», которая и ранее много лет обслуживала сети уличного освещения. В 2023 году компания открыла филиал в Семее.
ТОО «Горсвет LTD» зарегистрировано в 2004 году, налоговые отчисления с 2015 года – 567,2 млн тенге. Пиковые пришлись на 2021-2023 годы – около 100 млн тенге ежегодно.
АО «Региональный центр ГЧП ВКО» с 2015 года выплатило в качестве налогов около 1 млрд тенге, причем отчисления с каждым годом только растут. Если в 2020 году они были 112 млн тенге, то в 2023-м – около 300 млн тенге.
В прошлом году акиматы Семея и Усть-Каменогорска фактически синхронно приняли решение перестать финансировать АО «Региональный центр ГЧП ВКО». Это сразу вызвало кризис с освещением в городах: специалист городского отдела ЖКХ Семея Радмир Бичёв объяснил, что «Региональный центр ГЧП» отказался обслуживать свои линии и не хочет отправлять перегоревшие лампы в Тайвань, которые должны заменить в рамках гарантированного обслуживания. По словам Бичёва, на новые лампы должна действовать гарантия 8 лет, именно на этот срок главный подрядчик – АО «Региональный центр государственно-частного партнёрства Восточно-Казахстанской области» - заключил договор с производителем ламп Everlight Electronics Co.
В 2023 году, несмотря на тысячи перегоревших фонарей, обслуживание по гарантии было остановлено (при этом многие из ламп перегорели, не отработав и 10% от своего срока службы).
Отметим, что, согласно законодательству, АО «Региональный центр ГЧП ВКО» не должно было выигрывать тендер на обслуживание собственного имущества. Об этом говорится в статье 6 закона «О государственных закупках» (заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не имеет права участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика). В настоящий момент отдел ЖКХ Усть-Каменогорска договорился с АО «Региональный центр ГЧП ВКО» и заключил с ним новый договор на обслуживание 2 млрд тенге. Отдел ЖКХ Семея напротив настроен на судебное разбирательство с подрядчиком.
Даниал Ахметов и его активы
В своём обращении к депутату Абзалу Куспану жители Семея написали, что «данный проект лоббировал лично аким ВКО Даниал Ахметов, который проводил переговоры с банком и посещал лондонский офис ЕБРР». Как писали СМИ, депутат подозревает бывшего чиновника в причастности к выводу многомиллиардных средств ЕБРР через Тайвань.
В 2022 году Даниал Ахметов и члены его семьи были героями нашего спецпроекта «Откуда деньги на часы?». Тогда мы сделали вывод, что доходы от их бизнеса позволяют купить не только дорогие швейцарские часы, но даже заводик по их производству. Несмотря на то, что Ахметов дольше всего (почти 10 лет) руководил Восточно-Казахстанской областью, «ахметовской» в народе, как пишет Ratel.kz, называют Павлодарскую область. Во многом благодаря его успешному сыну, 38-летнему Талгату Ахметову, который в 2017 году даже оказался на 35 месте в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes.kz с состоянием 145 млн долларов.
В числе его актуальных активов ТОО «Павлодарский вторчермет», гостиничный комплекс «Иртыш», павлодарский хлебобулочный комбинат, павлодарская кондитерская фабрика, ТОО «Темиржолшы», ТОО «Павлодарсоль» и ещё 17 компаний, где он является учредителем или соучредителем.
В Восточно-Казахстанской области Талгату Ахметову, в частности, принадлежат не слишком прибыльные предприятия – гидроэлектростанция «Тургусун-2» (налоги – 31,5 млн тенге с 2018 года), ТОО «Востогеометалл» (занимается научной и технической деятельностью, налоги – 27,4 млн тенге с 2018 года).
Подписаться на @Shishkin_like