top of page

Участие молодежи в политической жизни Казахстана: от квот до реального влияния

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 1 мая
  • 4 мин. чтения



 

В медиапространстве Казахстана не первый год ведется дискуссия по поводу молодежной политики. В том, что «пациент скорее мертв, чем жив» сходятся практически все стороны, как и в том, что влияние на молодежь скорее оказывают соцсети, чем какие-либо государственные или квазигосударственные органы и образования.



Нишу, оставленную после развала СССР пионерией и комсомолом, детскими развивающими кружками и секциями пытались занять и религиозные объединения, и околовластные молодежные организации, и неправительственные организации, финансируемые, в основном, из-за рубежа.



Были и попытки внедрить в школьную программу нечто вроде «политинформации» советских времен: уроки самопознания, внедренные с подачи бывшей супруги бывшего президента Сары Назарбаевой (ныне Конакай), задумывались также как идеологический инструмент.



Тем не менее, ниша так и осталась нишей – самозаполняемой наиболее доступным и понятным молодежи контентом, зачастую очень далеким от тех моральных и социальных норм, к которым стремится общество (по крайней мере, декларирует свое стремление – в Конституции, в уставе АНК, в результатах президентских и парламентских выборов).



Так что дискуссия продолжается.


Недавно издатель телеграм-канала «Обо всём, жёстко, но честно.» Айна Абылкасимова предложила ввести обязательную практику прослушивания программных заявлений властей: «Трансляции Посланий, Выступлений Главы Государства на АНК и Курылтае должны быть обязательными для прослушивания студентами, педагогами и старшеклассниками!».


 


«Потому что молодые люди сами не станут искать эти речи, вчитываться в тексты посланий, анализировать стратегические направления. У них другие приоритеты, иной ритм жизни, иной способ восприятия информации. Но если мы хотим, чтобы они осознанно участвовали в будущем страны, это будущее нужно им грамотно презентовать».

 


Абылкасимова мотивирует свое предложение тем, что:


 


«1. Послание это главный стратегический документ года.2. Это мощный мотивационный импульс.3. Это способ вовлечь молодёжь в диалог.»

 


Предложения, естественно, вызвали в сети полемику, поскольку напомнили методы «старого Казахстана» или даже более ранние – Советского Союза.



Тем не менее, сама проблема с повестки дня никуда не пропала.



«Свидетель», понимая, что развитие молодежной политики было и всегда будет актуальным, решил выяснить какие шаги предпринимались в этой области ранее, а заодно рассмотреть мировой опыт.


 


Мнение молодых


 


С 1991 года Казахстан постепенно расширяет возможности для политического участия молодежи. Однако многие инициативы носят символический характер, а реальное влияние молодых граждан на принятие решений остается ограниченным.


 


Что касается участия молодежи в работе различных организаций или проектов большинство никогда не участвовали и не планируют участвовать в каком-либо из них.



Так по результатам социологического исследования «Молодежь Казахстана», которое в 2024 году провел научно-исследовательский центр «Молодежь» были получены следующие данные.  



Наибольшая доля респондентов не желает принимать участие в религиозных организациях (78,5%),



правозащитных организациях (76,4%),



политических партиях (76,0%),



общественных советах (75,4%).


 


В той или иной степени, принимают участие:



волонтерские движения (17,2%),



молодежные организации/проекты (15,5%),



гуманитарные и благотворительные организации (13,8%).


 

Чтобы повысить уровень участие молодежи в политической жизни страны в различное время принимались те или иные проекты и инициативы:


 


Молодежный парламент (с 2001 года)


 


В начале 2000-х был создан как совещательный орган. Состоял из 100 членов (18–29 лет), избираемых через НПО и вузы. Проблема: решения носили рекомендательный характер, а большинство проектов касались образования и культуры, а не законов. Сейчас о его деятельности нет никакой информации.


 


Квота для молодежи в партийных списках(2022)


 


Партии обязаны включать не менее 30% лиц до 35 лет, женщин и инвалидов в свои списки на выборах. Результат: в 2023 году в Мажилисе 12% депутатов — моложе 35 лет (тогда как в пятом созыве Мажилиса (2012-2016) было всего пять человек (от 30 до 39 лет) или менее 5%). Но критики отмечают, что многие из них — дети элит без реального опыта.


 


Программа «Жаңа ұрпақ» (2021)


 


Включает тренинги по политической грамотности для тысяч молодых людей ежегодно. Однако 70% участников — студенты госвузов, в итоге практически не охвачены программой работающая молодежь и жители сельских регионов.



 Молодежные крылья партий


 


Все крупные партии («Аманат», «Ак жол») имеют молодежные отделения. Пример: в 2023 году «Аманат» провел 200 встреч с молодежью, но лишь 5% идей вошли в предвыборную программу.


 


Закон «О волонтерской деятельности» (2020)


 


Позволяет молодежи участвовать в социальных проектах, которые позже лоббируются как законодательные инициативы.


 


Проект по защите прав студентов-арендаторов:


В 2022 году волонтеры из молодежных организаций собрали данные о нарушениях прав студентов при аренде жилья. Их инициатива легла в основу поправок в Жилищный кодекс РК.


 


Программа «Біз біргеміз»:


Государственная программа, запущенная в 2021 году, которая активно привлекает молодежь к волонтерству в социальной сфере. Финансируется в рамках закона 2020 года.


 


Проблемы политического участия


 


Формальность структур: Молодежный парламент и советы часто дублируют повестку власти, а не выражают запросы молодежи.


 


Недоверие к системе: По опросу центра «Молодежь», более 75% молодежи не желают участвовать в общественных советах и политических партиях считают, что их голос «ни на что не влияет».


 


Мировой опыт


 


Норвегия



Голосование с 16 лет



В 2011 и 2015 годах муниципальные выборы были открыты для подростков. Этот эксперимент доказал, что явка у этой категории избирателей выше, чем у 18-летних. Это повысило внимание властей к школам и экологии.


 


Тунис



Обязательные квоты



После революции 2014 года введена квота: 25% мест в местных советах — для кандидатов до 35 лет. В 2023 году молодежь составляет 30% депутатов, а 15% законопроектов инициированы ими (реформа образования, цифровизация).


 


Россия



Молодежное правительство



С 2008 года в России работает Ассоциация молодежных правительств.


 


Молодёжное правительство – это консультативно-совещательный орган при правительствах регионов, целью которого является социально-экономическое развитие региона.


 


Исландия



Конституция через Facebook


 


После финансового кризиса 2008 года в Исландии начался процесс пересмотра Конституции. Был избран Конституционный совет из 25 граждан, которые собирали предложения населения через соцсети и открытые платформы.



Жители в том числе и молодежь предлагали поправки через Facebook, Twitter и YouTube.



В обсуждениях участвовало более 10% населения (около 30 тыс. человек).



Итоговый проект Конституции поддержали 67% на референдуме 2012 года, но парламент его так и не принял.




 Фото: Борис Юрьев



Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




bottom of page