После январского землетрясения в Алматы глава государства, депутаты парламента, эксперты и общественность много говорили том, что ни граждане, ни власти не были в полной мере готовы к чрезвычайной ситуации. Претензии касались не сработавшей системы оповещения населения, отсутствия информации на радио и телевидении, поздней рассылки операторами связи СМС-сообщений, незнания гражданами правил поведения при ЧС, что свидетельствует о неэффективности сейсмотренировок и учений и т.д.
Президент Касым-Жомарт Токаев тогда назвал работу МЧС неудовлетворительной, заявил о необходимости разработать новый алгоритм информирования населения (людям нужна информация не физических характеристиках землетрясения и расположении эпицентра, а о том, можно ли возвращаться в дома и где получить помощь), поручил разобраться, почему не сработала система оповещения и на что ушли выделенные на нее 1,1 млрд тенге.
После разбора полетов экс-глава МЧС Сырым Шарипханов не вошел в новый состав правительства, а 14 сотрудников МЧС и ДЧС Алматы были привлечены к дисциплинарной ответственности. Новое руководство МЧС и другие службы обещали, что примут к сведению критику и извлекут уроки из произошедшего.
Шанс оценить, насколько были учтены допущенные ошибки, представился очень скоро. И, к сожалению, крупнейший город Казахстана опять оказался не в полной мере готов к чрезвычайной ситуации.
Ранее ЧС-ники говорили, что автоматизированная система раннего оповещения (АСРО) интегрирована с приложением Darmen и уже работает в тестовом режиме. Однако и в этот раз сообщение о том, что произошло землетрясение, пользователи приложения получили не сразу, а в 11:46, то есть 23 минуты спустя. К тому моменту вся информация уже была доступна в СМИ и на официальных ресурсах МЧС.
СМС-сообщения от мобильных операторов тоже пришли поздно: от Beeline – в 12:05, от KCell – в 14:18.
При этом ни Darmen, ни мобильные операторы никакой полезной информации не прислали – только констатировали факт землетрясения. Так что новый алгоритм информирования, о котором говорил глава государства, так и не был разработан.
А сегодня во время заседания правительства аким Алматы Ерболат Досаев заявил, что акимат города совместно с министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности и МЧС намерен до конца мая внедрить систему мгновенного оповещения населения по принципу Mass Alert, с использованием технологии Cell Broadcast. На реализацию этого проекта выделили 475 млн тенге. Идея, конечно, хорошая, но возникает вопрос: а что, проект АСРО стоимостью 1,1 млрд бюджетных тенге решили просто похоронить?
Что касается сирен, то в прошлый раз начальник ДЧС Алматы Нурлан Атыгаев говорил, что они должны срабатывать при толчках магнитудой 5,5 и выше. На этот раз магнитуда землетрясения, эпицентр которого располагался всего в 36 км от Алматы, составила 6,1. Сирены действительно взвыли после того, как колебания прекратились, но тут же умолкли. Если через громкоговорители и передавалась какая-то информация, то ее не было слышно.
Стоит также отметить, что в течение нескольких часов после землетрясения плохо работала мобильная связь - звонки постоянно срывались.
Решения властей тоже вызывают вопросы. Так, школьников и студентов распустили по домам, хотя школы и вузы – это места сбора при ЧС. Гораздо логичнее было бы детям оставаться в школах до тех пор, пока ДЧС или МЧС не разрешит горожанам вернуться в свои дома. С другой стороны, когда там находятся школьники, на жителей близлежащих домов места уже не хватит. При этом детей отдавали родителям «лично в руки»: с одной стороны правильно, с другой – это еще больше усилило транспортный коллапс в городе, ведь далеко не все алматинские дети учатся в пешей доступности от мест проживания.
Со школами и вузами возникла еще одна проблема – связанная с безопасностью. Как сообщает журналист Михаил Козачков, в школе №127 в стене образовалась трещина – хотя на сейсмоусиление здания в прошлом году потратили 2,3 млрд тенге бюджетных средств. В Сети такое распространили видео, на котором предположительно запечатлен один из лекционных залов КазНПУ им. Абая, где частично обрушился навесной потолок. По информации BES.Media, в вузе сообщили, что «нет повреждений в учебных корпусах и общежитиях, однако в некоторых местах обнаружены трещины».
В целом же, по данным МЧС, на телефоны «горячей линии» поступило 156 сообщений о повреждениях жилых домов и социальных объектов.
Некоторые горожане возмущались по поводу того, что после землетрясения была приостановлена деятельность метрополитена – для обследования тоннелей. Нурлан Атыгаев на это ответил, что метро не является местом сбора населения при ЧС. Между тем, как заявляли раньше в МЧС, алматинская подземка способна выдержать 9-балльные толчки. Кроме того, по мнению сейсмолога Мухтара Хайдарова, метро при землетрясении может стать спасением для множества людей – колебания земли там меньше, тепло, есть вода и т.д. Так, может, властям стоит включить метро в перечень пунктов сбора при ЧС?
Наконец, поведение горожан вчера показало, что «сейсмическая грамотность» населения все еще находится на низком уровне. Люди опять паниковали, выбегали на улицу раздетыми, пользовались лестницами, которые первыми рушатся при сильных толчках, толпились вблизи зданий, пытались выехать из города, создавая 10-балльные пробки. Мы в редакции «Политпросвета» опросили своих знакомых на предмет того, проводились ли за прошедший месяц в организациях, где они работают, сейсмотренировки. Все ответили отрицательно. Правда, проводилась общегородская сейсмотренировка, но абсолютное большинство алматинцев ее, как обычно, проигнорировали.
Как видим, далеко не все уроки январского землетрясения были выучены, и вопросы и к властям, и к самим гражданам остались. Впрочем, возлагать большие надежды на местные власти и экстренные службы в случае ЧС, наверное, не стоит. Ведь при разрушительном землетрясении чиновники, спасатели, военные, врачи и полицейские будут вместе с остальными жителями города лежать под завалами. И спасение людей будет зависеть от того, насколько быстро смогут прийти на помощь силы из других регионов. А на прибытие спасателей и проход людей и техники через забитые машинами и заваленные обломками улицы могут уйти дни, если не недели. Так что рассчитывать мы, по большому счету, можем только на себя.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments