top of page

У Казахстана – самый низкий среди стран СНГ уровень теневой экономики

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 22 мая
  • 2 мин. чтения

 

Международная аудит-консалтинговая корпорация Ernst&Young, которая входит в «большую четвёрку» крупнейших аудиторских компаний в мире, подготовила ежегодный «Отчет о теневой экономике-2025», в котором приводятся данные за 2023 год. Согласно этому отчету, доля теневой экономики в Казахстане составила 11,2%, сократившись на 12,6 процентных пункта с 2000 года. В денежном выражении теневая часть экономики составила 29,4 млрд долларов к сумме ВВП в 262,6 млрд долларов. Это очень приличный результат, особенно если учесть, что эти цифрызначительно ниже прогнозируемых правительством.

 

30 января на совещании под председательством министра национальной экономики Серика Жумангарина вице-министр финансов Ержан Биржанов отметил закономерность неуклонного снижения доли теневой экономики с 23,69% в 2019 году до 17,52% в 2023-м. Решающим фактором финансист посчитал постепенный переход населения на безналичные платежи. На 2025 год было запланировано снизить долю ненаблюдаемой экономики до 15%.

 

Среди 131 страны, включённой в исследование, Казахстан с показателем 11,2% входит в нижнюю треть по размеру теневой экономики, ближе кстранам с более прозрачной экономикой.

 

Наилучший показатель у Объединенных Арабских эмиратов, где доля не учитываемой экономики составила всего 2,1% - порядка 11 млрд долларов из 514 млрд долларов, составивших общий ВВП. В топ-5 также входят Катар – 2,2%, Бахрейн – 2,5%, Сингапур – 3,4% и Кувейт – 4%. А наихудший результат показала Сьерра-Леоне, где доля теневой экономики составила аж 64,5 %. Ожидаемо десятку антилидеров, кроме затесавшегося туда Непала,составляют сплошь африканские страны.

 

Что касается стран СНГ, то в Таджикистане доля теневой экономики составляет 33,2 %, в Кыргызстане — 28,2%, в Молдове — 26%, в Узбекистане — 24,4 %, в Азербайджане — 22,9%, в Армении — 22,1%, в Беларуси — 20%, в России — 13,1%.  

 

Если брать общие тенденции, то исследователи из Ernst&Young отмечают постепенное снижение доли неучтенной экономики в глобальном масштабе. В 2000 году она составляла порядка 17,7 % мирового ВВП, а в 2023-м – уже 11,8 %.

 

Однако не все финансисты придерживаются такого мажорного взгляда на общие тенденции в мировой экономике, как специалисты Ernst&Young. К примеру, аналитик Медународного валютного фонда Цзясюн Яо полагает, что экономический рост далеко не всегда приводит к сокращению доли неформальной экономики: в странах с низким уровнем дохода эта доля во время экономических бумов не сжимается, а расцветает, поскольку формальная и неформальная экономика тесно взаимодействуют друг с другом и расширяются одновременно. По его подсчетам, медианная доля неформальной экономики на 2020 год составляла 34% мирового ВВП, а в странах с низким уровнем доходов за период с 2010 по 2020 год она даже выросла, составив около 60 % от ВВП.

 

Правда, неформальная экономика и теневая - не совсем синонимы. Теневая экономика включает в себя любую деятельность, скрываемую от государства (в том числе уклонение от налогов и криминал), тогда как неформальная экономика — это легальная, но незарегистрированная работа без оформления и соцгарантий.

 

Автор Алькен Кенжебаев

 


Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
В политике не без курьеза

Политика – дело, несомненно, серьезное, но без курьезов все равно не обходится. К примеру, во времена Холодной войны шутка президента США Ро

 
 
bottom of page