Впереди лето – сезон отпусков и частых перелётов. Все, кто летал, знают, что самолёты часто попадают в зону турбулентности, которая обычно не приносит людям особого урона. Но два случая менее чем за неделю, когда серьёзно пострадали пассажиры из-за попадания самолётов в зону турбулентности, заставили «Свидетеля.kz» разобраться с вопросом – что такое турбулентность и как минимизировать негативные последствия от неё.
Инциденты
21 мая 2024 года самолёт авиакомпании Singapore Airlines (см. видео), летевший рейсом из Лондона в Сингапур, попал в зону сильной турбулентности. В результате один человек погиб (79-летний британец скончался от сердечного приступа) и более 100 человек получили травмы. 53 пассажира и один член экипажа были госпитализированы. Семь человек привезли в больницы в критическом состоянии.
26 мая в зону сильной турбулентности попал самолёт компании Qatar Airways, который летел из Дохи в Дублин.
Пострадали 6 пассажиров и 6 членов экипажа. Госпитализированы 8 человек.
В Казахстане последние авиаинциденты, связанные с турбулентностью, были зафиксированы в 2023 году.
Самолёт компании Air Astana выполнял рейс по маршруту Ташкент – Алматы и внезапно попал в зону сильной турбулентности. Семь человек получили травмы и ожоги, гражданка Узбекистана была госпитализирована с подозрением на закрытый перелом шейного позвонка.
Во втором случае, на рейсе Астана – Шымкент, пострадавших не было, некоторые пассажиры отделались лёгкими ушибами.
Что такое турбулентность
Турбулентность в авиации – это хаотическое движение воздушных потоков, которое может быть вызвано многими факторами – изменение атмосферного давления, смена направления и скорости ветра, географические особенности местности и так далее.
Подготовка пилотов
В Казахстане, как и во всех странах, существуют «Правила производства полётов в гражданской авиации», где прописаны действия экипажа в любых нестандартных ситуациях, в том числе, и при попадании в зону турбулентности.
Нужно включить табло «пристегните ремни», сменить высоту, отвернуть в сторону, в общем, сделать всё, чтобы как можно скорее выйти из зоны.
Кроме того, пилотов тренируют на специальных тренажёрах, имитирующих турбулентность разной степени сложности. Например, в США именно с этого начинают обучать будущих пилотов.
Что нужно знать пассажиру
Однако существует понятие – турбулентность ясного неба. Зону этой турбулентности невозможно определить ни визуально, ни приборами. Самолёт в неё попадает внезапно, и, как правило, это оборачивается очень сильной тряской. И для экипажа это такая же неожиданность, как и для пассажиров. Пилоты сделают всё, чтобы вывести самолёт из зоны, но вот безопасность пассажиров зависит уже от самих пассажиров.
В любом случае, согласно Монреальской конвенции от 1999 года, если на борту произойдет какой-либо инцидент, за него должна заплатить авиакомпания. Главное — зафиксировать его документально прямо на борту самолета или попросить акт о произошедшем от капитана самолета.
При этом доказательства вины будут важны только в том случае, если пассажир захочет получить компенсацию морального ущерба.
Советы специалистов
Авиаэксперты отмечают, что практически все пострадавшие в последних двух случаях турбулентности были не на своих местах или не были пристёгнуты. Также сильные ушибы были получены от ручного багажа.
Поэтому:
Уберите всю ручную кладь в багажное отделение и убедитесь, что крышка плотно закрыта.
Не оставляйте на руках такие предметы, как фотоаппараты, зонтики и так далее, уберите их в сумку. При сильной турбулентности они могут буквально летать по салону и травмировать вас или других пассажиров.
Ремни безопасности держите застёгнутым в течение всего полёта, это может уберечь от травм.
Старайтесь как можно реже вставать со своего места.
Находиться в кабинке туалета во время турбулентности опасно, поэтому стоит заранее об этом позаботиться, чтобы уменьшить шансы нахождения в туалете в такой момент.
Старайтесь много не пить. Если турбулентность началась, а вы не успели выйти из туалетной кабинки, то держитесь за ручки, расположенные внутри.
Если вы оказались далеко от своего места, сядьте на ближайшее свободное и пристегнитесь. Если свободных мест нет, крепко схватитесь за ближайшее кресло.
Во время турбулентности сложите откидной столик, оставайтесь на своём месте. Держите ремень безопасности застегнутым.
Хорошая новость
За всю историю статистики авиационных катастроф (с 1910 года) не зарегистрировано ни одной из-за турбулентности. В основном в причинах значатся ошибки пилотов и диспетчеров, технические неисправности. В последние 15 лет добавилась причина – терроризм.
По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), турбулентность случается на 90% авиарейсов, и попадание в зону сильной турбулентности – случай крайне редкий.
Плохая новость
В 2023 году было опубликовано исследование , в котором на основе анализа данных авиакомпаний говорится, что с 1979 года выросло как количество, так и средняя продолжительность турбулентности.
Причиной учёные назвали глобальное потепление. Другие специалисты говорят, что причина в количестве самолётов в небе. Очень часто экипаж не может поменять свой воздушный коридор, поскольку есть риск столкнуться с другим воздушным судном. Но рост числа случаев попадания самолётов в зоны турбулентности не отрицают.
Видео: NTD
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ