Что такое кибербуллинг.
На примере хейта певца
В конце октября казахстанский певец Али Окапов получил от государства орден «Құрмет» и подвергся за это всереспубликанской травле. Тысячи казахстанцев устроили певцу настоящий кибербуллинг – оставляли гневные, оскорбительные комментарии на личной странице певца в инстаграме. А еще, как позже рассказал Окапов, звонили и писали в личку с угрозами.
Вопрос, обращённый к певцу: «за какие заслуги?» быстро сменился желанием выпустить пар, самоутвердиться и поупражняться в остроумии.
Буквально через день после того, как волна ненависти к певцу накрыла соцсети и медиаплощадки, Окапов решил отказаться не только от ордена «Құрмет», но и от всех наград, которые получил за годы своей творческой деятельности.
Вчера в большом интервью телеведущей Динаре Сатжан (кстати, журналистка тоже получила орден «Құрмет») Окапов поделился, как чувствовал себя, когда понял, что его радостный пост вызвал злость у такого большого количества людей.
Оказалось, что певец, как и любой человек, подвергшийся кибербуллингу, не мог спать и есть.
«У меня сдавило в груди. Мне не хватало воздуха. И у меня было ощущение, что все на меня смотрят».
Кроме того, певец рассказал, что травля коснулась не только его.
«Мне писали: «Когда жена получит (орден. – Ред.)? Когда брат получит? Почему вы все вместе не получили? Просто материли. Просто оскорбляли. Причем всю семью, и меня, и сына моего, и жену, и маму, и брата. Были угрозы…»
Али Окапов также признался, что очень переживал за маму – известную певицу Розу Рымбаеву – и поэтому попросил ее директора сделать так, чтобы у нее не было доступа к телефону.
Сама Роза Рымбаева тоже дала комментарий. Объяснив, что работала и о травле сына узнала, уже когда появилось его видеообращение.
Поняв, что произошло, Рымбаевой, по ее словам, хотелось плакать, и у нее «стучало сердце».
«…Обидно, когда ни за что, ни про что начинают оскорблять».
Ситуация, развернувшаяся на наших глазах вокруг Али Окапова, наглядно демонстрирует, что такое кибербуллинг. Его жертвой может стать любой человек, вне зависимости от социального статуса, пола и возраста.
Если тебя травят офлайн, ты можешь хотя бы найти безопасное место, где не будет обидчика. В случае же с кибербуллингом человек испытывает постоянный, безостановочный прессинг, от которого не может скрыться. Поскольку интернет – это доступ к объекту травли 24 на 7.
Так, Али Окапов рассказал, что даже решив «временно не заходить в инстаграм», не смог успокоиться, потому что ему бесконечно продолжали звонить, отправлять голосовые и текстовые сообщения.
Чувство морального унижения, которое возникает при кибербуллинге, умножается многократно.
Человек может не спать несколько ночей подряд, проверять телефон. У него могут появиться неврозы, бессонница, пропасть аппетит.
Эксперты советуют ни в коем случае не отвечать на агрессивные комментарии в соцсетях, блокировать троллей или и вовсе закрывать возможность комментирования постов.
Кроме того, с кибербуллирами можно и нужно бороться. Прецеденты наказания обидчиков, в том числе анонимных, в Казахстане уже были. Если речь идет об оскорблении личности с помощью обидных и нецензурных слов, первое действие – сделать скриншот, заверить его нотариально и уже с фактами на руках обращаться в суд.
Казахстанское законодательство предусматривает штраф за оскорбление личности до 200 МРП.
Но самое важное, говорят специалисты, человеку, который подвергся кибербуллингу, нужна поддержка близких.
Али Окапов рассказал, что после того, как он выложил видеообращение на своей странице, где заявил об отказе от наград, ему позвонили друзья и давние знакомые, стараясь всячески подбодрить. Певцу, по его словам, стало «немного легче».
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz