top of page
Фото автораAyel

Смертная казнь. Почему принцип возмездия «око за око» не работает



Сексуализированные преступления против детей всегда вызывают однозначную реакцию – люди не хотят ждать ни следствия, ни суда. Общество хочет быть палачом. В 2020 году подобное желание привело к массовым беспорядкам в Сатпаеве. Тогда двое мужчин надругались над пятилетней девочкой. Один из них впоследствии убил себя в следственном изоляторе.


В ту ночь во дворе дома подозреваемого собрались сотни человек, несколько из которых разгромили его квартиру. После десятки людей направились в сторону отдела полиции, чтобы учинить самосуд. Была уничтожена часть здания, пострадало 14 гражданских и 50 сотрудников полиции, а также повреждено 16 автомобилей.


Не так давно Казахстан потрясло изнасилование трехлетних близняшек в Алматинской области мужем их родной бабушки. Комментарии новостных порталов снова стали полыхать от призывов казнить педофилов.


Асель Маржакупова вместе с экспертами постаралась разобраться в отношении международных организаций к смертной казни, работает ли такой вид наказания и возможно ли это в Казахстане.


Международная практика


Amnesty International, международная неправительственная организация, основанная в 1961 году в Великобритании, в ежегодном докладе о применении смертной казни в мире заявила, что прошлый 2022 год стал рекордным по количеству зафиксированных казней за последние 5 лет. В общей сложности в 20 странах казнили 883 человека, что на 53% больше, чем в 2021 году.


Также в докладе содержится информация о том, что в прошлом году казни возобновились в пяти странах – Афганистане, Кувейте, Мьянме, Государстве Палестина и Сингапуре.


Казахстан, Папуа-Новая Гвинея, Сьерра-Леоне и Центральноафриканская Республика в 2022 году отменили смертную казнь за все преступления, а Экваториальная Гвинея и Замбия отменили её только за общеуголовные преступления. 


На 31 декабря 2022 года в мире существовало 112 стран, полностью отменивших этот вид наказания. В 9 странах смертная казнь была отменена только за общеуголовные преступления. В 23 странах такой вид наказания всё ещё существовал законодательно, но не применялся на практике. В 55 странах – сохранялся на конец прошлого года.



Экспертные мнения


Евгений Жовтис, казахстанский правозащитник, общественный деятель, юрист, публицист и директор Казахстанского международного бюро по правам человека говорит, что согласно данным ООН по состоянию на 2010 год две трети стран мира уже не применяли смертную казнь на практике, а большинство отказалось от нее и законодательно. 


«По этому поводу есть общая позиция Генеральной Ассамблеи ООН и большинства стран мира. Некоторые страны, вроде Китая и Саудовской Аравии продолжают практиковать смертную казнь, но подавляющее большинство от нее отказалось. По трем простым соображениям. 


Во-первых, те кто призывают к казни за тяжкие преступления, должны определиться с целью, которую преследуют. Если цель предупредить совершение преступления, напугать тех, кто их совершает, будь то сексуализированное насилие или убийство – то это абсолютная иллюзия. Нет корреляции между суровостью наказания и отказом от совершения преступления. Это не работает. Нет социологических исследований или статистики, которые бы говорили, что как только ты ввел смертную казнь – убийства прекратились.


Второе – если цель возмездие за совершенное преступление, то это вступает в конфликт с самой ценностью человеческой жизни. То есть, государство не может становиться на одну позицию с закоренелыми преступниками и считать, что может убивать: «Ты не можешь убивать или совершать какое-то страшное преступление, а мы можем убивать через закон». 


И, третье, смертная казнь – единственный необратимый вид наказания. Любая судебная ошибка и вы не вернете человека. Человек, призывающий к смертной казни, в ряде случаев невиновного, должен взять на себя моральную ответственность за это.


Самые совершенные правовые системы допускают ошибки, классический пример - США, в которых только за 90 лет прошлого века было вынесено более 300 ошибочных приговоров и казнено более 20 невиновных.

Смертная казнь не является профилактикой, не предупреждает совершение преступлений и сохраняется возможность ошибки и казни невиновного. И государство не может быть палачом», – говорит эксперт.



Мнение Азизы Копбаевой, адвоката Алматинской городской коллегии адвокатов, специализирующейся на уголовных делах основано и на следственном опыте: «У меня лично во время следственной работы было два случая, когда подозреваемые в убийстве спрашивали меня, возможно ли применение к ним смертной казни (на тот момент в РК действовал мораторий на смертную казнь). Удивительно, что оба подозреваемых пришли в ужас просто от того, что я озвучила сроки их возможного заключения от 12 до 17 лет и даже больше, поскольку одному из них угрожало пожизненное заключение. Поэтому я все-таки прихожу к выводу, что длительные сроки заключения устрашают людей больше, чем одномоментная смерть.


Кроме того, если говорить об эффективности применения смертной казни, то я все же склоняюсь к тому, что применение смертной казни не позволяет достигнуть двух основных целей наказания: возможность преступнику исправиться и предупредить совершение новых преступлений как им самим, так и другими лицами. Применяя смертную казнь, мы априори лишаем преступников права юридического и морального встать на путь исправления и стать полноценными членами общества.


Я никогда не считала, что наличие смертной казни среди видов наказания как-то поспособствуют, по крайней мере, эффективно на уменьшение уровня преступности. Возможное применение смертной казни людям до поры, до времени кажется иллюзорным. В том числе и для так называемых «ходоков», которые неоднократно привлекались к уголовной ответственности. Поэтому, на мой взгляд, страх смертной казни у людей невысок».


Борьба с тяжкими преступлениями


По словам Евгения Жовтиса, отказ от смертной казни не означает, что преступники останутся безнаказанны.


«Речь не идет о том, что люди, совершившие тяжкие преступления, не должны отвечать за это надлежащим образом – обязательно должны. Когда мы человека помещаем в места лишения свободы, мы обеспечиваем социуму безопасность. Ты совершил преступление и чтобы ты больше его не совершал, мы тебе выписываем определенный срок. Обществу должно быть гарантировано, что он такие преступления больше не совершит. Для этого должна действовать система наказания и система пробационного контроля», – уверяет Евгений Александрович.


Поделился правозащитник и тем, что нужно делать для борьбы с преступлениями: «Важна борьба с безнаказанностью, каждый человек совершивший преступление должен отвечать за это, а не уходить от ответственности. Это первое.


Второе – важна профилактика. Чтобы бороться с преступлениями нужно чтобы общество было внимательным, чтобы склонности человека выявлялись заранее, чтобы у правоохранительных органов лучше работала система мониторинга, чтобы мы были эмпатичнее к другим людям, смотрели на то, что происходит с соседями, обращая внимание на сигналы. Это помогает предупреждать совершение преступлений.


А смертная казнь и надежда на, что она решит все проблемы – ничего не решит. Это показывает вся история человечества. Поэтому человечество пришло к тому, что отказывается от этого вида наказания, по всем тем соображениям, которые я озвучил, в подавляющем большинстве. И что совершенно правильно сделал Казахстан в том числе, в прошлом году исключив ее из Конституции».


Фото для коллажа: unsplash/valentin petkov/yomex owo


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Казахстанский депутат мажилиса Ринат Заитов заявил, что необходимо признать организацию «Феминита» экстремистской; и другие новости недели

#новости_недели Южнокорейская писательница Хан Кан стала лауреаткой Нобелевской премии по литературе «за выразительную поэтическую...

Comments


bottom of page