top of page
  • Фото автораAyel

Почему у древних мужских статуй женская грудь?



Телеграм-канал Ayel не оставляет тему древних казахских традиций и мифов. Сегодня наш автор Алтыншаш Жырау разбирается, есть ли что-то мистическое в балбалах – памятниках культуры и незамысловатых, на первый взгляд, скульптурах, которые можно встретить в степях Казахстана и других странах Центральной Азии. И почему у некоторых мужских изваяний отчетливо видна грудь?


Балбалы встречаются также в Монголии, Азербайджане и Украине. В Харькове до 2022 года были сохранены памятники сакрального искусства половцев (кыпчаков) IX-XIII веков – Половецкие каменные бабы. Примечательно, что в данном случае «баба» (ударение на последний слог) обозначает «отца-предка».


Считается, что балбалы зародились на территории от Иртыша до Дуная в IV-II тыс. до н.э. и возникали примерно до XII века нашей эры. Сначала в виде мужчин с чашей в одной руке, оружием – в другой. Постепенно они стали появляться и на территории современных Казахстана и Кыргызстана с женской грудью и двумя чашами в руках.


Докторант Евразийского национального университета Сауле Сералимова в своей научной статье подчеркивает, что балбалы – важные атрибуты погребального обряда кочевников, преимущественно средневековья. При этом слово «балбал» также встречается в тюркской рунике, в том числе в «Кочевниках» Ильяса Есенберлина. Там в описании озера Акколь можно найти упоминание надгробного камня в форме застывшего идола: «Этот идолобатас представляет собой странное человекообразное существо с обвисающими усами и чашей в правой руке».


Сералимова писала, что балбалы именовались еще как «сын-тас», женский балбал – «кыз-тас».


По поводу их назначения постоянно возникают споры. Кто-то говорит о том, что балбал – это статуя, установленная в честь поверженного врага. Кто-то, что в честь героя. Большинство подобных статуй установлены на воинских курганах.


В Kazportal предположили, что с помощью балбалов люди выражали свою скорбь.


Существует версия, что, возможно, через балбалов предки общались с духами праотцов, ведь имеются записи о том, что каменным идолам подносили мясо, жир и другую еду.


О том, что изваяния сооружались в память об умерших, говорит и историк Любовь Ермоленко:


«Древние тюрки, например, считали камень вечным, что засвидетельствовано руническими надписями. Следовательно, изготовление каменных изваяний имело целью увековечить память о героях, предках».


Что же касается груди балбалов, то некоторые источники предполагают, что грудь, ассоциировавшаяся с плодородием, служила своеобразным местом шаманской магии, именно к ней были обращены просьбы одарить потомством.


В эссе писательницы и исследовательницы казахской мифологии Зиры Наурызбай по книге историка Светланы Плетневой «Половецкие каменные изваяния» (1974 года), опубликованном в Adamdar/CA, отмечается, что древние тюрки называли фигуры, высеченные из камня, «бәдіз», а казахи называют их «сынтас».


«Около половины половецких бәдіз изображают женщин. И женщины изображены с обнаженной грудью, точнее, вырез кафтана не прикрывает грудь: тонкая рубашка, в которую были «одеты» женщины, позволяет видеть ее. Потому что для половцев грудь – символ жизни и силы», – приводит Наурызбай слова Плетневой.  


В той же книге внимание привлекает изображение женщины с обнаженной грудью и младенцем-девочкой – продолжателем рода. Можно предположить, что некоторые роды кыпчаков придерживались матриархата.


На другом изображении у женщины есть оружие.

«На рукавах кафтана изображены нашивки – клавы, свидетельствующие о высоком положении этой амазонки в половецком обществе… Можно только догадываться, как звали эту обожествляемую кыпчаками воительницу, какие подвиги она совершила», – также отмечается у Плетневой.


Любопытно, что в XI-XIII веках отдельные мужские изваяния тоже имели женскую грудь:


«Скульпторы тех времен, желая подчеркнуть, что изображаемый мужской предок не только защита, но и даритель силы и богатства, ваяли его с не свойственной ему частью тела – женской грудью. Следует подчеркнуть, что они отлично умели показать разницу между грудью полного мужчины и женской грудью...», – говорится в эссе.


По мнению историка, соединение мужских и женских черт в одной статуе очень необычно. Из-за этого «одни предпочитали не замечать явно мужских черт фигуры и считали статуи женскими, другие, наоборот, полагали, что изображение свисающей на живот груди просто ошибка мастера, желавшего изобразить полного мужчину».


«Но неправомерность первого вывода абсолютно очевидна. Статуи с грудью – мужские по всем остальным признакам, – приводит Наурызбай цитату Плетневой. – На голове у них шлемы или башлыки, на лице – усы и иногда острые бородки, на груди – бляхи и ремни, ниже которых видна острая висящая грудь. Интересно, что у женщины-воина грудь подтянута...».


Комментируя выводы историка, Наурызбай пишет, что «средневековые половцы были далеки от идеи андрогинности, но питающий, кормящий аспект отца они символизировали через изображение женских грудей у мужчин. При этом женские груди половецких мужских статуй и казахские саба с молочным напитком символизируют одно и то же – покровительство богини».


А мне хочется напомнить, что в «Мифах древнего Казахстана» есть примечательный эпизод, когда появившийся Тенгри (верховное божество, дух неба) разделил самого себя напополам, на Тенгри и Умай – двух верховных богов, что снова указывает на единство мужского и женского начал. Конечно, вы можете со мной не согласиться, но я уверена – статуи с признаками как мужского, так и женского полов подтверждают, что наши предки высоко ценили равновесие.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page