Телеграм-канал Ayel продолжает серию материалов о традиционных казахских женских украшениях. Неделю назад мы писали о браслетах (білезік), которые, как верили их обладательницы, защищали от сглаза и проклятий. Сегодня наш автор Алтыншаш Жырау расскажет о серьгах. Серьги в ювелирном искусстве казахов и других тюркских народов занимали особое место.
Согласно обряду «Құлақ тесу», девочкам 3-5 лет (иногда 7-9 лет – всё зависело от региона) впервые прокалывали мочки ушей и вдевали шёлковые нити на период заживления. Казахи верили, что шёлк обеззараживает и не даёт развиться аллергии на металлы.
Считалось, что серьги, как и браслеты, защищают девочку от зла и обеспечивают здоровье. Кстати, с такой же защитной целью мальчикам тоже прокалывали ухо. Но только одно. А снимали серьгу в пятилетнем возрасте, или в так называемый переходный период «мүшел жас», то есть в 12-13 лет. Руководитель отдела нематериально-культурного наследия Научно-исследовательского института «Халык казынасы» Национального музея Казахстана Айгерим Мусагажинова отмечала, что в период до XIV века мужчины-предки современных казахов носили одну серьгу в левом ухе.
Серьга символизировала воинское начало.
Но вернёмся к девушкам. Если у парней украшение в ухе чаще всего было просто в виде кольца, то девушки носили разные серьги и они могли указывать на статус, род и семейное положение. Скажем, чем массивнее серьги, тем более богатой считалась их обладательница.
Видов существовало множество. Например, ай сырға и айшықты сырға – серьги в виде луны и месяца; тұмарша сырға – серьги треугольной формы; салпыншақты сырға и қозалы сырға – изделия с подвесками; тасты сырға – серьги, украшенные камнями; қаралы сырға – серьги с чернением; иықты сырға – украшения длиной до плеч; қоңырау сырға – изделия в виде колокольчиков; сояу сырға и кумбездi сырға – остроконечные и куполообразные серьги.
Девочкам часто надевали серьги, которые звенели при ходьбе, чтобы услышать приближение ребёнка и перестать спорить, ругаться или сплетничать. В интернете можно найти свидетельства того, что, если девочка случайно становилась свидетельницей сплетни, взрослые произносили: «Құлағына алтын сырға» (в ушах золотые серьги), и тогда она должна была забыть о том, что услышала.
В целом считалось, что именно серьги защищают от сплетен и злых языков. Поэтому, собираясь на той, женщины часто надевали объёмные и большие серебряные серьги, которые уж наверняка отразят любой сглаз.
Интересно, что, как утверждал краевед Иван Андреев, любимые дочери отцов, помимо украшений в ушах, носили небольшие серебряные колечки в носу.
В Qazaqstan Tarihy рассказывали, что с тела умершей женщины в древности снимали всё, кроме серёг. Существовало поверье, что если в ушах женщины нет серёжек, то в ушное отверстие вползёт змея. Женщине, которая при жизни не носила серьги, после смерти обязательно прокалывали мочки ушей.
Любопытен и другой обычай. В том случае, если девушка ещё не была засватана, к стене, ковру или бакану юрты прикреплялись серьги. Так гости понимали, что в доме живёт та, кого можно засватать.
И наконец, обручальный обычай: «сырға салу» – когда вместо помолвочных колец во время сватовства (құдалық) родственницы жениха (часто мать) надевают засватанной девушке серьги, а невесту называют «сырғалы» (девушка, которой надели серьги).
С этого момента девушка официально считается невестой. Конечно же, это событие не проходит без тоя, обмена подарками и песен.
Сейчас серьги могут надевать и во время «қыз ұзату» (проводы невесты). По крайней мере я была на одной такой свадьбе.
Кстати, академик ювелирного искусства XVIII-XIX веков Пётр Палас отмечал, что «казахские девушки, молодые замужние женщины со вкусом подходили к выбору таких украшений, как серьги, кольца».
Ну и напоследок хочется сделать сноску – в современном мире лучше дождаться, когда девочка сама захочет проколоть уши, ведь с мнением человека, даже маленького, важно считаться.
✅ Подписывайтесь на
Comments